Я часто сталкиваюсь с персонами, которые ненавидят людей. И ненавидят они не одного конкретного человека, а всех Homo Sapiens в целом. В определенном возрасте и я страдал этим. Не помогли даже слова Иешуа о том, что злых людей нет на свете, есть только несчастливые. Помогли слова Ж.Фреско, о котором я узнал через некоторое время. Как и Иешуа он уверен, что нет плохих людей, озлобленных, чересчур эгоистичных и завистливых. Мы – продукт нашей социальной сферы. Окружение создает нас и рамки в нашей голове. Осознав это, я принял, что грубые и ограниченные люди, которых довелось мне повстречать на своем жизненном пути, не злодеи в этой истории, а жертвы системы, в которой выросли.
Эта простая мысль стала одной из основных в автобиографическом комиксе 2003 года «Одеяла». Хотя эта и пара других тем в творении Крейг Томпсон, скорее, побочны, ведь изначально он планировал написать историю о том, как впервые оказался с девушкой в постели. Невольно фраза «спасть с кем-то» выудила из его воспоминаний ночи, проведенные в одной кровати с младшим братом. Так и начался комикс. Повествование выстроилось под стать этим первым мыслям: нелинейное, перескакивающего с юности в детство, а оттуда в школьные годы. Крейг показывает читателю кусочки своего прошлого, которые в итоге должны сложиться в этакое лоскутное одеяло его жизни, собранное из эпизодов его прошлого. На это намекает небольшой квадрат, изображенный под названием каждой главы.
Родился автор в небольшом американском городке в штате Висконсин, населенный евангелистами. А евангелисты люди строгие в вопросах морали, потому с самого детства в голове Крейга закрепился кодекс поведения, список того, что можно и чего нельзя. Родители же всячески укрепляли эти рамки, возведенные в разуме сына, что вело парнишку прямиком в семинарию. Всё бы этим и закончилось, но мальчик встретил девочку. Классика. Благодаря этой девочке, Крейг и взглянет на привычные вещи по-новому, поставит под вопрос догматы хорошей книги, с которой не расставался всю жизнь, и покинет родные края.
Такой вот простой сюжет раскрывает несколько интересных тем. Автор показывает, как окружающий мир подчас уродует нас изнутри. Показывает, что родители в ответе за мировоззрение своих отпрысков. Показывает, что не стоит судить о человеке, если не знаешь, где и как он вырос и что там за тараканы обжили его чердак. Но главная цель, всё-таки просто высказаться, открыться читателю. Каждая глава – это небольшой штрих, из которых в итоге складывается полноценный портрет. В сумме получается набор пусть и важных, но избитых тем. Сколько уже работ написано о социальном отчуждении и о вреде предвзятости, но «Одеяла» берут сентиментальностью, откровенностью. При чтении не чувствуешь навязывания какого-то мнения по этим вопросам, это больше напоминает разговор по душам с другом, который изрядно набрался в баре и потому вываливает тебе всю свою жизнь без утайки.
Это кстати еще одна особенность произведения: в центре внимания тут не события, а чувства. Всё, что происходит с Крейгом, каждое отобранное им воспоминание просто повод, чтобы раскрыть как менялся его внутренний мир с годами и что влияло на него. Так что в итоге автор оставляет читателя с кучей вопросов, ответы на которые узнать не суждено. Это немного раздражает, когда ты уже привык получать полную ясность на последней странице. Этим приёмом Томпсон мне напомнил Макото Синкая. В своих аниме он также оставляет зрителю ворох вопросов без ответа. Всё потому, что при повествовании он сосредоточен на внутреннем мире персонажей, на чувствах, на их течение и изменении. При таком подходе совсем неважно, чем кончилась история того или иного персонажа, счастлив ли он по итогу и т.д. Это всё факты, а не эмоции.
Крейг показывает не просто события, он пропускает каждое из них через призму чувств. Это отражается в рисунке, когда через незначительные детали, вроде появившихся у ненавистной раскладушки клыков, автор раскрывает отношение персонажей и их внутреннее состояние. Рисунок же мне напомнил более реалистичный вариант стиль Ч.Бёрнса в его X’ed Out. Не каждому такое понравится.
Вроде немало уже сказал о комиксе, но непонятно стоит ли его читать. Стоит. Комикс уже переведён на 17 языков, собрал целый ворох наград: Ignatz Award, Harvey Award, Eisner Award. Это сочетание простого и приятного рисунка с дружеской откровенностью автора. Это разговор по душам. Потому закадрового текста тут много, но несмотря на моё плохое отношение к этому приему, я признаю, что это комикс, а не обильно иллюстрированный рассказ. Всё здесь на месте: и рисунки, и текст. Здесь нет экшна, нет головокружительной любовной линии, всё очень просто, но сила произведения в создании связи с читателем, что Крейгу удается. Это «Форрест Гамп» без приключений и Вьетнама. Это то, что приятно прочитать.