За что мы обычно ругаем комиксы? Глупый сюжет, непроработанные персонажи, неудачный рисунок, реже – ошибки в подаче. Сегодня перед нами работа Санбэ Кеи, которая, с одной стороны, содержит правильный посыл, учит хорошему, доброму, вечному, а с другой, содержит несколько грубых ошибок, о которые будет спотыкаться читатель.
Сатору Фуджима – начинающий мангака. Его работы отклоняют за отсутствие “души”, жить приходится в маленькой съемной квартирке, а чтобы сводить концы с концами, подрабатывать на пол-ставки курьером в пиццерии. Но у Сатору есть тайна – временами он попадает в временную петлю на манер “Дня сурка”. Обычно это явление означает грозящую кому-то поблизости опасность и длится совсем недолго. Когда неизвестный убивает мать Сатору, приехавшую погостить к сыну, способность срабатывает неожиданным образом, отбрасывая аж в далёкий 1988-ой, где берет начало история убийцы. Так в теле ребенка Сатору предстоит раскрыть это дело, спасти людей и найти самого себя.
Действие происходит в двух временных отрезках – 1988-м и 2005-м. В будущем Сатору подозреваемый в убийстве, в прошлом – всего лишь ребенок. К сожалению сюжет “будущего” нужен лишь для экспозиции и до последних двух томов особой роли не играет. Раскрытие персонажа и его эволюция происходят в прошлом. Именно здесь нам раскрывают, почему в манге Сатору нет “души” и специфику отношений с людьми. Внимание на себя перетягивает Каё – первая известная жертва убийцы. Девочка из неполноценной семьи, которую колотит по чем зря мать алкоголичка. На контрасте матери Каё и Сачико – матери Сатору автор пытается показать разницу в воспитании и отношении к своим детям.
Назвать “Город” детективом не повернется язык. Расследование упрощено, и зацепок для читателя нет. Невозможно знать точно, кто убийца. Тогда что же такое “Город”? Это в очередной раз история о людях. Об отношениях родителей и детей, о дружбе. Все довольно сильно упрощено. Нет неоднозначных героев. Глубина достигается ситуационно – реализмом, хорошо построенными диалогами, правильным посылом. В очередной раз – искусство не обязано копировать реальный мир. Автор может изменять любые моменты, как посчитает нужным.
Рисунок грубоват даже по меркам манга. Угловатые местами фигуры людей, а девушки с полными губами, по всей видимости, показатель красоты у автора. Достаточно детализированные задники, вполне уместный в данном случае прием с героем на белом фоне в моменты раздумий. Перемещение во времени изображено инверсией цветов – нечто подобное было во “Вратах Штейна”.
К сожалению есть и проблемы. Первая – способность Сатору. Она работает… без правил. Вот петля на десять минут, а вот на пятнадцать лет, а тут совсем не сработает. Возможно, объяснение природы этого умению помогло бы понять принцип работы, но как это часто бывает в манга – объяснений нет, потому что на сюжет это никак не влияет. В “Двух половинках” или “Дневнике будущего” минимум разжевывания на тему “почему?”, зато строго очерчены правила. Вспоминается один из главных вопросов к “Властелину колец”: “Гендальф, почему нельзя было сразу полететь на орлах?!”
Вторая проблема – манга долго разгоняется. Начало затянуто, нет понимания, что читаешь первые… два-три тома. Из восьми. И тут во всей красе третья проблема – темп повествования рваный. Связано это с перемещениями во времени. Как только герой оказывается в будущем темп снижается, необходимых для раскрытия персонажей событий по минимуму, и это снова нагоняет скуку. При этом выкинуть эти главы нельзя – пострадает канва повествования, но сократить можно и нужно было бы.
Заставит ли такое количество проблем перестать читать? Многих – вполне. Читать “Город” как идти по лесу, любоваться природой, но постоянно спотыкаться о корни деревьев. Больше обиды, чем злости – вот тут чуть чуть дотянуть, тут добавить одну главу с объяснением, пусть даже вылезет очередной бог. С другой стороны посыл хуже не становится, проблему с темпом повествования можно списать на личное мнение.