“Если священные земли не тронуты яростью войны, сделайте священными все земли”. Пусть эта фраза начнет сегодняшнюю рецензию.
Давно не встречал сюжетов, пропитанных размышлениями о месте человека в мире, о героизме простых людей, любви ко всему живому, ценности дома, в котором вырос. И в то же время об ужасе войны, бренности бытия и о том, что у каждого, даже самого безобидного действия есть глобальные последствия. Еще реже такое встречается в супергероике. Точнее, раскрывается не так глубоко. Я заметил Стражински , когда готовил рецензию о Зеленом Гиганте и Сакааре. С его сюжета в Фантастической Четверке начиналась завязка “Планеты Халка”, в которой эти темы тоже можно найти. И появление Серфера в комиксе Грега Пэка я теперь считаю очень продуманным и важным сюжетным элементом.
Тогда я отметил для себя этого автора как того, кто создает четкую линию поведения для персонажа и ведет его по ней согласно своей задумке. Он логично выстраивает сюжет.
Серебряный Серфер умирает. Никто не вечен, и как бы космическая сила не защищала тело героя, недуг поражает его изнутри. Нервная система медленно перестает функционировать. Серфер решает отправится на родную планету – Зенн-Ла, чтобы увидеть возлюбленную и умереть с честью.
Главное отличие “Реквиема” от “Планеты Халка” – сюжет практически статичен, боевые сцены проходят фоном, читатель созерцает их, параллельно следуя по цепочке рассуждений Норрина Радда, так зовут нашего героя, а также рассказчиков, оставшихся за кадром, в том числе и самого автора. Четыре номера даны на размышления. Радует то, что они не убивают скукой и однообразием, а раскрывают Серфера как могущественного героя, который направляет всю свою необъятную силу на добро. Только задумайтесь – он способен подарить каждому человеку в мире ощущение свободы, пусть всего на 5 минут. Он старается сделать как можно больше, чтобы оставить о себе только хорошее в памяти обитателей множества миров, в том числе и своего второго дома – Земли.
Помимо Норрина Стражински показывает нам знакомых персонажей – Четверку, Паучка, Стренджа. К главному герою они проявляют уважение, и даже чувствуют перед ним трепет. В свою очередь Серфер уважает их – он говорит, что за долгие годы своих путешествий по Вселенной никогда не видел людей, готовых отдать все за жизнь родной планеты, как когда-то он сам отдал свое естество в руки Галактуса. Пожиратель миров здесь тоже присутствует, но и он раскрыт сценаристом с несколько неожиданного ракурса, что очень соответствует атмосфере комикса.
К слову об атмосфере. За рисунок здесь отвечает болгарский художник Эсад Рибич с необычным стилем. На его счету “Битва Атома”, “Тор: Бог Грома”, House of M. Многие работы он пишет акварелью, не обошел стороной он и эту лимитку. С первых страниц в глаза бросаются красочные виды космоса. Такие можно в изобилии найти в интернете, но на мой взгляд, именно живописные изображения завораживают больше всего. В работе художника также примечательна работа с композицией, особенно на страницах, где нет деления на панели. Персонажей Рибич рисует в реалистичной манере. Передний план иллюстратор прорисовывает более детально, а на фон зачастую перемещает ту самую акварель, что делает его несколько более аморфным, но при этом четко передается настроение.
Комикс будет интересен тем, кто любит рассуждать. Пусть это прозвучит громко, но я бы провел параллель с “Войной и Миром” Толстого и “Старухой Изергиль” Горького. Ну, и тем, кому нравится красивая картинка. Итог я бы тоже хотел подвести цитатой: “Мы живем и умираем в огне, зная, что возродимся в разумах и душах тех, кто последует за нами по пути который мы проложили для них в веках”.