Есть в фильме «Бэтмен против Супермена» фраза, которая мне вспоминается при разборе очередного антагониста из кино, литературы или комикса. «Так всё и начинается. Страх, ярость, чувство полной беспомощности делают хорошего человека… жестоким» Ведь нет злых людей на свете, есть только несчастливые. Узнав же историю конкретного несчастья, можно понять причину бесчеловечных поступков и изуверств. Потому я так люблю сольные истории о начале пути того или иного злодея. Ведь тот, кто встал на кривую дорожку, обычно куда сложнее положительного персонажа, потому и интереснее. В общем, я был рад найти ориджн любимого злодея вселенной Marvel – Доктора Дума.
В шести выпусках Брубейкер рассказывает историю Виктора от его рождения и до заключения сделки с демоном сразу после коронации. Подобные работы необходимы по одной простой причине – они упрощают восприятие персонажа и работу армии сценаристов. По сути, в таких историях вместе сливаются все кусочки прошлого героя или злодея, которые когда-либо появлялись на страницах рисованных историй. В итоге получается материал, на который можно опираться, как при чтении комиксов с участием персонажа, чтобы лучше понимать его мотивы, так и при создании сюжетов с ним, не боясь где-то нарушить логику кого-то из авторов, работавших с героем раньше. Иной раз такие работы разочаровывают, потому что объемный и видный персонаж, чье прошлое было загадкой, становится плоским и неинтересным, потому что неумелый автор не смог создать для него достойную легенду происхождения и причины для поступков. Хотя иной автор делает персонажа еще глубже и интереснее.
“Книги Дума” не попадают ни под первую, ни под вторую категорию. Прошлое Виктора было давно известно к моменту написания комикса, просто все его части озвучивали в самое разное время в разных сериях. Работа Брубейкера заключалась в том, чтобы собрать эту информацию воедино и интересно подать. Потому и вышло, что я не увидел иного Виктора фон Дума. Это комикс подобен истории знакомого, которого ты знаешь много лет, но вот он изрядно набрался спиртного и начинает рассказывать свою душещипательную биографию. Ты всё это уже слышал, но по отдельности, а в этот раз все стоит в хронологическом порядке и с ремарками автора.
Конечно, если не знать историю Виктора, то подобное раскрытие будет неким откровением. Ведь Дум не самый простой персонаж. Хоть он и позиционируется как злодей, злодеем его не считает даже Стэн Ли. Вся его жизнь выстроилась вокруг желания вытащить мать из ада и желания спасти родную страну от тирании короны. Именно эту сторону Виктора раскрывает Эд. Впустив Дума в историю, он позволил злодею самому рассказать свою версию событий. Лично я в это поверил, поверил в эмоциональный аспект сюжета: в характер Виктора, в его мотивы и то, как каждое событие изменяло его. Но вот в факты поверить очень сложно. Слишком много в этой истории удачных совпадений.
Как какой-то цыганёнок из захолустья восточной Европы освоил инженерное дело и науки? Неужели это тот легендарный табор, который воровал книги вместо лошадей? Как о Викторе узнало правительство США, если исходя из событий комикса, выходит что даже король не был в курсе, что в землях его будущего преемника творятся какие-то странные дела? Каким образом на него вышел орден монахов-технократов, если Америка скрывала и Дума, и его разработки? Я понимаю, что попытки искать логику в комикс-сюжете – это признак прогрессирующего слабоумия и относиться к подобным историям нужно проще, но тут на лицо несостыковка. Виктора показывают как человека волевого, который всего добивается сам и идёт к своим целям, при этом история переполнена удачными совпадениями. Образ был бы закончен, если бы Виктор сам отправился в Америку и добился признания, как Тесла в своё время. Было бы логично, если Дум обнаружил где-то сведения о таинственном ордене в горах и добрался туда. Но в сюжете все необходимые люди и ресурсы находят его сами и в самый нужный для Виктора момент. И несомненно он проявляет свою железную волю, но эти связующие звенья истории выглядят как боги из машины, что портит сюжет.
Хотя тут нет вины сценариста, на мой взгляд, ведь он просто собрал то, что создали до него, а создавалось всё во времена, когда над сильной логической проработкой не особо заморачивались. Реалистичность тогда плохо продавалась. Так что всё это уже наследие комикс-индустрии прошлого, и как любое прошлое его нужно просто принимать.
Что касается рисунка, то на мой взгляд, он не самый удачный. Четкие края туши и градиентная заливка очень контрастируют из-за чего рисунок выглядит резким. Подобное можно увидеть в “Джокере”, нарисованном Бермехо. А в панелях художник отдавал предпочтение заполнению всей страницы одним рисунком, поверх которого располагал мелкие рисунки.
Итог. Это интересная книга о самом начале пути одного из самых колоритных персонажей вселенной Марвел. Если вы любите Дума или хотите разобраться, кто же он такой, то читать творение Брубейкера очень даже стоит, но если вы давно уже знакомы с Виктором, то вряд ли найдете в этой истории что-то новое.