И вновь у меня перед глазами боевик. Но уже не в стиле фильмов про Рэмбо, скорее, “Миссия невыполнима”, “Доспехи Бога” и “Форсаж”. Все в одном флаконе. История команды, где каждый хорош в определенной области, благодаря чему эта самая команда может выжить. Очень пафосно и амбициозно. И, что самое главное, рассказанная Дигглом история сделана добротно.
Отряд бойцов специального назначения попадает в передрягу в Афганистане. Их подставляет некий Макс – агент ЦРУ с практически неограниченными полномочиями, в существование которого мало кто верит, ведь о нем известно с самого основания Управления, а это без малого 70 лет. Вертолет, на котором должны были лететь Лузеры, взорвали, о том, что члены отряда выжили, никто не узнал, пока они не начали самостоятельно искать Макса, который все это время без дела особо не сидел, а развивал очень и очень нехороший проект.
Чем радует этот сюжет? Меня привлекла работа с характерами. Персонажи разносторонние – полковник Клэй готов отдать все, чтобы найти этого полулегендарного Макса, месть и боль доводят его до состояния, которое граничит с безумием, хоть внешне он также собран и спокоен, как и во время его официальной работы на разведку. Дженсен – раздолбай, который взламывает систему международной нефтяной корпорации нагишом, в самой безвыходной ситуации остается балагуром, и вообще он душа компании. Путч – семьянин, и ценит жизнь детей намного выше, чем месть и справедливость, к которым стремится отряд. Кугар – угрюмый снайпер, разочарованный в людях из-за их жестокости к себе подобным. Разочарован он и в себе, ведь для устранения четырех часовых ему нужно четыре секунды и четыре патрона. Роук очень любит деньги. Аиша, единственная леди, изначально не член команды – воюет с детства, любит убивать и коллекционирует уши ублюдков. Имеет свои счеты с Максом.
Об образе Макса хотелось бы написать отдельно, но я обойдусь парой общих предложений, дабы избежать очень важных спойлеров. Скажу лишь, что его история связывает нескольких людей воедино. Нет, не Лузеров, ЦРУ, Минобороны и еще Бог знает кого, а именно людей, в разное время использовавших этот позывной. Тех, кто находился в тени и выполнял самую грязную работу для правительства США – подстрекательство терроризма, торговля людьми, оружием и секретными наработками. Вообще, как оказалось, государство – самое опасное зло в этой истории. Это зло и олицетворяет собой Макс, в конце концов решивший поиграть в Озимандию.
Помимо героев, на уровне здесь и динамичность сюжета. Да, бывают затянутые диалоги, но сюжет от этого особо не провисает. Арки заканчиваются не самыми ожидаемыми ходами, что напомнило мне Injustice – там сценаристы любят перевернуть все с ног на голову. Здесь этого в меру, Диггл просто вводит важные сюжетные детали, которые в итоге повлияют на финал. Так же плюсом я считаю то, что историю предательства раскрывают только в третьем томе. Во-первых, это логично, поэтому что повествование обращено к незнакомому с ситуацией человеку, а во-вторых, рассказ дан целиком, без фатальных ошибок уровня флешбеков сериала “Стрела”.
Из минусов – перебор со способностями членов команды, типичное для боевиков отсутствие потерь и ранений после боя, что автор по итогу исправляет в финале. Иногда встречаются перегибы с количеством экшена на квадратный сантиметр панели, но это скорее точечно, и желания убрать “Лузеров” с глаз долой не возникает. Финал хорош, но очень уж он быстрый – лично я не успел полностью его прочувствовать.
Перейдем к визуальной составляющей. Рисунок Джока мне запомнился еще с “Года первого” Зеленой Стрелы. Он не отличается большой детализацией, фоны художник зачастую упускает, уделяя основное внимание персонажам. Но интересна в работе Джока его подача, зачастую карикатурное изображение героев, в первую очередь шутника Дженсена, использование силуэтов, работа с настроением. У художника выходят живые люди, рисунок гармонично вписывается в повествование, что относится не только графике, но и к цвету. С панелями все просто, нет ничего из ряда вон выходящего. Да, разворот тут всего один, в четвертом томе. Ну это так, к слову. Обложки, кстати, можно вешать на стену в качестве постеров, они очень атмосферные и красочные.
Как в большинстве боевиков, глубокой морали здесь нет, но проблем Диггл поднимает великое множество – и справедливость, и милосердие, и месть. Рассматривает автор семейные ценности, жизнь человека, который потерял все, жизнь человека, который в одно мгновение может заставить других потерять все.
В 2004 году “Лузеры” были номинированы на премию Айснера в категории “Лучшая новая серия”. На мой взгляд, вполне заслуженно. Комикс стоит читать любителям командного боевика, погонь, красивых боевых сцен и интересного сюжета. Да и в целом я бы посоветовал его всем.