“Суд сов” “Город сов” С.Снайдер

Когда-то авторы DC плевать хотели на какую-то там биографию супергероев, а чтобы в полной мере выразить свое отношение к логике в выдуманной ими вселенной, они поднимались на высокую колокольню. Это было непростое время, когда об одном персонаже могли писать сразу несколько человек. Но все изменилось с серебряным веком, когда новый Флеш встретил старого, и это пришлось объяснять. Так появилась Земля-2. Со временем количество земель множилось, пока в 2000-х DC не ограничились 52 вариантами. Это сакральное число легло в основу очередного перезапуска вселенной, который снова случился по вине Флеша. New52.

Конечно же, Бэтмена чаша сия обойти не могла, и он получил немного измененную историю и нового автора. Скотт Снайдер, начинающий на тот момент сценарист, лучше всего показавший себя в серии «Американский вампир», пошел по пути наименьшего сопротивления и выдал две части одной истории: «Суд сов» и «Город сов».

Мститель в капюшоне стал моложе и в Готэме на момент старта обновленной серии он орудовал всего пять лет. Это не помешало ему обзавестись взрослым приёмным сыном и десятилетним родным, а также выводком робинов и бэтгёрл. С первых страниц Скотт начинает вести повествование, умело используя возможности визуального медиума. На первой странице нас встречают три важнейших места в сюжетах о Бэтмене – Преступный переулок, где Брюс потерял родителей; башня Уэйнов, которую Грэг изобразил с двумя надстройками, что делает ее силуэт похожим на маску Бэтса, и, конечно же, Аркхем – обитель всех безумцев Готэма. Далее Снайдер выдает сцену, которая не влияет на дальнейший сюжет, однако она лаконично представляет нам классических соперников Бэтмена, и в то же время автор намекает нам, что они все за решеткой, и никуда отсюда не денутся, а значит нас ожидает кто-то совершенно новый.

Тут надо отметить, что Скотт пошел по лёгкому пути – взял за основу простую биологическую аналогию. То есть противостояние Бэтмена и классических злодеев не связано с их образами. Образы, скорее, определяют форму этой войны, частности и детали, но аналогию найти тут трудно. Ведь нет ни в мифах народов мира, ни в сказках сюжета, где бы летучая мышь боролась с клоуном или пингвином. Скотт же создал своих сов, взяв за основу факт биологический. Совы охотятся на летучих мышей. Несложная аналогия, а дальше на выручку приходит принцип зеркальности: когти – это отражение Бэтмена, только искаженное. Причем даже удачные, на мой взгляд, решения появлялись по тому же принципу простой биологической аналогии. Например, интересный поворот с противниками, прятавшимися на 13 этажах зданий Уэйнов явно появился из факта, что совы могут захватывать чужие гнезда и норы. Так что в итоге, источники вдохновения Скотта так и сверкают в сюжете, а временами он сам прямым текстом их выдает, как, например, в сцене, когда Линкольн поминает мифы о противостоянии двух братьев.

Однако должен отметить, что мне понравилась концепция Двора сов. Это не банальный злодей, с которым можно разобраться с помощью кулаков. Это целая сеть, нечто таинственное и скрытое, способное ударить со спины в любой момент. С привычной для Бэтмена паранойей тут свихнуться можно. Хотя он не упустил-таки этот шанс и ненадолго сошел с ума, что можно считать данью уважения к сюжетам прошлого, где не раз поднимался вопрос о вменяемости ушастого.

В книге в принципе много отсылок к значимым произведениям о Бэтмене. В основном это выразилось в рисунке: многие сцены в точности повторяют панели из «Года первого» или «Долгого Хэллоиуна». Не обошлось и без каноничной сцены с летучей мышью, влетевшей в окно кабинета.

Визуальная часть в целом, на мой взгляд, вышла более сильной, чем литературная. Если белые нитки, скрепляющие воедино сценарий Скотта видны так, будто они радиоактивны, то к визуальной составляющей повествования у меня претензий нет. «Суд сов» – пример того, как стоит использовать арсенал комикса. Одна из сильнейших сторон этой арки – лаконичность. Это самое начало новой серии, а значит читателя нужно ввести в курс дела, и авторы делают это всего за несколько страниц с помощью сцен, о которых я уже говорил, и небольших хитростей вроде введения в сюжет системы распознавания лиц.

Примечательно, как сильно подчас сам рассказ связан с рисунком, и как сильно они друг друга дополняют. Например, сцена с казнью высокопоставленных людей силами двора сов. Все жертвы находятся в этих рисунках на одном уровне, связывая их визуально, при этом сцены дополняются закадровым голосом Альфреда, поясняющим происходящее. Неплохо используется и кинематографичность, как например, в сцене, когда связаны по смыслу сломавшийся бэтсигнал и Бэтмен на грани безумия. Да что там, чего только стоит один лишь прием с постепенным поворотом книги. Когда я первый раз читал «Суд сов», я действительно не заметил, как книга в моих руках уже лежала вверх ногами, и этот момент отлично предает состояние Брюса в лабиринте.

Что касается самого рисунка, то работу Капулло мне хочется назвать выхолощенной. Ничего лишнего. Правда мужчины у него все как на подбор высокие и с квадратной челюстью, только что сошедшие со страниц книг Айн Рэнд. Признаюсь, я отличал робинов друг от друга и Брюса с Линкольном только по прическам. Слишком уж они похожи.

Неплохо использует Грег в своей работе дистанцию и нестандартные ракурсы, чего не скажешь о панелях. Большинство из них обычные прямоугольники по четыре штуки на страницу. Хотя иногда он и делал что-то необычное, вроде рванного края, но случалось это не часто. Это особенно бросается в глаза, когда часть страниц начинает рисовать Альбукерке и его рисунки выгодно смотрятся на фоне работы Капулло. Например, страница, где все панели расходятся от центра на манер солнечных лучей. Но всё же надо признать, что мне приятно листать комикс, нарисованный Капулло.

Что же касается сюжета, то Скотт создал историю попроще, вернув Бэтмена к развлекательным корням после Моррисона, который любит вставлять в свои сюжеты второе, третье и четвертое дно. Да, многим показалось, что серия стала менее интересной из-за отсутствия каких-то потаенных смыслов, но это дело вкуса. Одному подавай глубинный смысл, а другого устроит нехитрая, но увлекательная история. Как раз ее и выдал Скотт, недвусмысленно при этом намекнув, что его Бэтмен – чисто его детище. Он заставил Брюса погибнуть, а потом воскреснуть с помощью девочки и аккумулятора, что разрывает его связи с прошлыми авторами. В такой момент хочется помянуть другого Снайдера и его библейские отсылки, но я лучше скажу, что при всей простоте сюжета и явных источниках вдохновения, при том, что главный злодей тут выдал себя неожиданным душеизлиянием, и по сути слился также быстро, как Хаш в «Тихо», эти две арки интересны и увлекательны. Да, я большой противник любых сюжетов с неожиданно объявившимися братьями и сестрами, потому что это сильно отдает индийским кинематографом, однако ознакомиться с серией всё-таки рекомендую, особенно, если вы только-только решили узнать Бэтмена нынешнего образца.

Ю.Гуль