Зачастую после знакомства с некоторыми произведениями искусства слово “война” начинает вызывать отвращение. Потому что война – это боль и страдания. Мы писали об этом не раз, и вы сами об этом знаете. Но до сего дня я читал лишь комиксы, в которых рассказ ведется от лица простого очевидца событий, Гарт Эннис же показывает непосредственных участников боевых действий – взвод под командованием капитана Фрэнка Кастла.
1971 год. Место под названием Вэйли Фордж – блокпост на границе Вьетнама и Камбоджи, личный состав которого уничтожает караваны с оружием и наркотиками. Первый номер начинается с падения грузового самолета, сбитого партизанами, второй – с греющего в ложке героин солдата, в третьем мы видим бомбежку, а в четвертом – сожженное лицо еще живого бойца, которое напоминает череп.
Сюжет строится на ежедневной борьбе американских военных и вьетнамцев за право продолжать топтать нашу грешную землю. Но вся проблема в том, что командованию плевать на то, что армия не укомплектована, половина солдат попросту сидит на наркотиках, а у подразделения нет даже элементарной артиллерийской и воздушной поддержки. Бравые генералы глупы и самоуверенны настолько, что не видят перед носом табличку с надписью: “Осторожно, работает снайпер”.
И в центре всего этого два совершенно противоположных человека – Стив Гудвин и Фрэнк Кастл. Стиви – самый спокойный, кроткий солдат в подразделении Кастла. А Фрэнк помешан на войне. Пока все прячутся по землянкам, его взвод в прямом смысле ведет охоту на партизан. Но Фрэнк – псих, и это сотворила с ним война. В голове его все время раздается голос. И если сначала читателю кажется, что это раздвоение личности, то ближе к финалу все яснее угадывается образ Денницы. Образ Змея-искусителя.
Автор показывает судьбы нескольких людей, которые оказались в той кровавой бане. К астафьевскому “прокляты и убиты” можно добавить “сторчались”. К сожалению, есть только эти три исхода. Вспомните лейтенанта Дэна – да, он выжил благодаря Форресту, но жизнь его была втоптана в грязь. Конечно, в итоге он обрел свое счастье, но кино и реальность – совершенно разные вещи. А жизнь Фрэнка Кастла, взвод которого стал расходным материалом в этой бессмысленной резне, после Вьетнамской войны нельзя назвать иначе, чем проклятием, ведь за возможность остаться в живых после того боя он заплатит самую страшную цену.
Не скажу, что узнал что-то принципиально новое о Карателе. Да и не он здесь главное действующее лицо. Если брать этот сюжет отдельно от основной серии Punisher, а этого слова даже нет в названии лимитки, в первую очередь Эннис уделяет внимание именно образу войны. А олицетворяет ее тот самый Дьявол. Ведь если задуматься – сколько таких Фрэнков пришло из каждой горячей точки, будь то Вьетнам, Афганистан или Сирия?
Рисунок Робертсона хорошо детализирован, и я бы сказал, что мне он приятен, если бы не было изрешеченных пулями тел и оторванных конечностей. Но такова война. Творческая задача создателей не была бы реализована, будь это не импринт MAX. Понравилась мне здесь работа с тушью и цветом, в целом нет ничего лишнего. К слову, несмотря на все ужасы войны, которые показывает нам художник, графика все же немного приближена по стилистике к чему-то мультипликационному, что отчасти роднит его с классикой типа “Мауса”.
По итогу у Энниса и компании вышла хорошая, зрелая история о войне. Если мое описание пришлось по вкусу – этот комикс определенно для вас. Я получил удовольствие при чтении, открыл для себя еще одного интересного сценариста из когорты тех, кто когда-либо работал над Preacher и Hellblazer (с чего это они все такие классные?!) и даже немного подтянул знание истории.