В то время как на американском рынке комиксов доминирует большая тройка в лице Marvel, DC и Image, в России крупный издатель собственных оригинальных комиксов только один – речь, конечно, о компании Bubble. “Русский Марвел” строит свою вселенную с оглядкой на зарубежных коллег, и на просторах интернета часто мелькает негатив с этим связанный, поэтому знакомство с баббл-вёрсом я начал с самой оригинальной серии – комикса “Экслибриум” за авторством Натальи Девовой.
Онгоинг представляет собой эдакое городское фэнтези, в центре сюжета которого приключения юной Лилии Романовой и ордена книгочеев, который контролирует взаимодействия между нашим миром и миром книг. В “Экслибриуме” литературные персонажи живут собственной жизнью и порой могут угрожать простым людям, поэтому маги (этакие «Люди в черном» мира книг) стремятся не допустить того, чтобы кто попало перемещался между реальным и вымышленными мирами. Для комиксов такая концепция выглядит свежо, однако из литературы на ум приходит «Чернильное сердце», а так же наиболее близкий аналог – серия книг Джаспера Ффорде о Четверг Нонетот, в котором служба расследования литературных преступлений, так же, как и герои Натальи Девовой, постоянно сталкивается с персонажами книг. К счастью, никаким плагиатом здесь не пахнет, и, несмотря на определенную схожесть с британским циклом, российским авторам удалось создать свое уникальное произведение, не в последнюю очередь за счет использования литературных персонажей, знакомых всем жителям постсоветского пространства.
Главная героиня комикса – упомянутая выше Лилия Романова – обладательница уникальной шляпы и отъявленный гик и социофоб, безостановочно сыплет цитатами из фильмов, отсылками к поп-культуре и различными близкими молодежи выражениями, что отчасти роднит ее с Камалой Хан (Мисс Марвел), и делает максимально понятной для целевой аудитории любителей комиксов. Девушка спокойно живет своей задротской жизнью, потихоньку готовится к поступлению в вуз и знать не знает о книгочеях и материализованных литературных персонажах, до тех пор, пока они не сваливаются на нее, как снег на голову, увлекая в головокружительные приключения.
Дебютная арка комикса, входящая целиком в первый том, повествует о первой встрече Лилии с книгочеями, а также сбежавшими из книги персонажами Красной шапочки. Автор хорошо соблюдает баланс между экшном, диалогами и раскрытием мира Экслибриума, плавно погружая нас в захватывающие сюжетные перипетии. Помимо главной героини уже с первого появления на страницах комикса обращает на себя внимание колоритный дуэт книжных магов в лице Соловья и Саши. Соловей – эмоциональный добряк и разгильдяй андрогинной внешности (поначалу было непросто определить его половую принадлежность), в то время как рассудительный Саша его полный антипод – сама серьезность и ответственность. Взаимодействие двух противоположностей на контрасте прием не новый, но эффектный, и сценаристка использует его умело, заставляя проникнуться симпатией к персонажам.
Во втором и третьем томах Лилия превращается в полноценного книгочея, проходя своеобразный обряд инициации. На этом этапе временами история принимает более мрачный характер, в ней появляются трагические нотки. Такие эпизоды не доминируют, но показывают мир книжных магов с новой стороны, что лично меня очень порадовало. Помимо этого читатели получают все больше информации о вселенной комикса, а в историю вливается огромное количество новых персонажей, которые, однако, по колориту уступают Саше и Соловью. Надеюсь, в будущем кто-нибудь из них превратится в не менее яркого героя. Ну и конечно автор не забывает присыпать действо тоннами отсылок на всё и вся: персонажи то «Хоббита» процитируют, то титана из японской манги на подушке нарисуют, а то и самого Николаса Кейджа припомнят. Все это смотрится уместно и не вызывает раздражения.
Особняком в первых томах стоит финальная арка третьего тома, представляющая собой тай-ин к первому глобальному кроссоверу от Баббл “Время ворона”, написанная Девовой совместно с Романом Котковым. Ее отличает некоторая сумбурность в связи с появлением персонажей из других серий. Вероятно, в тандеме с основным событием читалось бы лучше, но как вещь в себе она смотрится слабее остального материала.
За рисунок отвечают Алина Ерофеева и Андрей Родин, стиль которых вы не спутаете. Обычно мне не нравится, когда художники меняются от выпуска к выпуску, но здесь такая ротация отторжения не вызвала. Они компетентно выполнили свою работу. Арт в их исполнении не сказать что выдающийся, но хорошо подходит серии. Лично мне больше импонирует то, как комикс рисует Родин. Его рисунок, менее резкий и более мультяшный, что, на мой взгляд, чуть лучше передает дух серии. Работа колориста также выполнена на высоком уровне.
«Экслибриум» вышел увлекательным и захватывающим комиксом, который хочется посоветовать всем любителям графической литературы. Читается он влет и оставляет волшебное послевкусие. Единственным нюансом, который нужно учитывать, является женский стиль повествования. Сценарий написан дамой и это чувствуется, даже несмотря на наличие довольно брутальных сцен (чего стоит сражение с использованием бензопилы!), да и некоторые персонажи явно созданы с упором на то, чтобы порадовать прекрасную половину человечества.