С каждым годом фантастам все тяжелее придумывать сюжеты для своих книг. Порой реальность подкидывает неожиданный материал, больше напоминающий выдумку. История с «Наутилусом» становится обыденностью, киберпанк умирает под гнетом технологий, а балом правит абсурд и оторванность от истоков жанра, за которыми не всегда стоит достаточно глубокая идея. И тут на сцене появляется Рик Ремендер, компанию ему составляет Шон Мерфи, а в руках у них «Токийский призрак», который хватает читателя за шкирку и не отпускает до последней страницы.
Человечество в очередной раз на всех парах несется к пропасти апокалипсиса. На производствах вкалывают роботы, а плодородные почвы и чистая вода кончаются, благодаря загрязнению окружающей среды. Повсюду нищета, безработица, бандитизм и безысходность. Зато интернет теперь не то что в каждом доме, а, пожалуй, даже в каждой голове. Граждан худо-бедно охраняют констебли – накачанные стероидами и имплантами полицейские. Да только и бандит пошел нынче другой. В век информационных технологий страшнее человека с пистолетом лишь псих с клавиатурой да техническими навыками…
За таким нарушителем общественного спокойствия и послали констебля Леда Дента и Дебби – девушку без имплантов и усилений. За успешное выполнение задания обещали с почетом уволить со службы, но обманули. Видите ли, очень нужно взорвать генератор электромагнитного поля в Токио. Зажрались японцы: еда есть, вода есть, технологии им не нужны, но делиться с миром секретами они тоже не спешат. Значит пора насаждать демократию и американский образ жизни любыми подручными средствами.
Показывать происходящее нам будет Шон Мерфи. Здесь без экспериментов – интересный дизайн персонажей, большое количество дополнительных линий и угловатость в лицах. Токио получился будто из передачи Animal Planet “Жизнь после людей”. Подобный антураж требует большого внимания к фонам, дабы показать природу во всей красе. Цвета, подобранные Холлингсвордом прекрасно подходят под общую стилистику, делая город будущего скорее темным и пугающим, вразрез с принятыми в жанре неоновыми огнями. Нарратив, создаваемый рисунком, изображает безрадостную картину будущего. Комикс будто ставит целью провести современного читателя через все пять шагов к принятию неизбежного будущего. И первым при чтении появляется…
… отрицание. Поначалу все кажется слишком знакомым. Лос-Анджелес напоминает Город из «Трансметрополитен», уровень насилия – «Особо опасен» Миллара. Видели, знаем. Зомбированные интернетом люди, развлекательные шоу, безумные программисты-хакеры-злодеи. Чем удивлять будете, товарищ автор? Почему так вторично? Произведение, собранное из идей и заимствований прошлого не может быть хорошим! Но первое впечатление рассеивается по ходу чтения, и следом приходит…
… гнев. Очередной высоковозрастный луддит выставляет всех людей, использующих технологии, управляемыми идиотами. Причем в данном случае это не ругательство, а диагноз. Вот мы все с вами читаем про этот комикс в интернете с десятков различных гаджетов, и не происходит ничего плохого! Но спустя пару страниц узнаешь если не себя, то знакомых, друзей, того парня, который вечно пялится в телефон на посиделках в баре. Начинается…
… торг. Хорошо, пусть мы зависимы. Не все, конечно, но многие. Но ведь автор предлагает путь Японии, вернувшейся к сегунату. Ручной труд во всех его проявлениях от пошива одежды до вспахивания полей. Защита поселения силой стальных мечей. Разве это выход по сравнению с огнестрельным оружием и возможностью быстро найти нужную информацию? К сожалению в этом главная проблема первого (надеюсь только первого) тома. Прямым текстом и рисунком, не требующим пояснений, автор показывает, что зависимость от технологий сродни зависимости наркотической, однако альтернатива в виде средневековой Японии прельщает далеко не всех и в свою очередь является перегибом. В этот момент спокойная часть комикса заканчивается и наступает…
… депрессия. Ни одно произведение не может считаться хорошим без обоснованного конфликта. В данном случае конфликт двойной – борьба человека с самим собой и борьба идеологий. Человек этот – Лед Дент, констебль-наркоман. Его история банальна лишь потому, что многие видели подобное ежедневно. Любящая жена пытается помочь зависимому мужу слезть с иглы, отказаться от алкоголя, разлучить с азартными играми. Роль «жены» выполняет Дебби, любовница и напарница. Глобальный же конфликт представлен войной общества традиционного и модерного. Пуританство против развязности, природа против технологий. Биполярный мир и оттого конфликт уж слишком схематичный. Это сделано скорее всего в угоду развития истории Леда и Дебби, что означает укрепление во втором томе, благо финал, одновременно грустный и интригующий оставляет на это неплохие шансы.
Принятие. Вот что остается читателю, закрывшему книгу. Биполярный мир комикса напоминает знак инь-ян – в оцифрованном Лос-Анджелесе живет девушка, отрицающая необходимость технологий, а Токио с его традиционным образом жизни охраняет единственная на весь остров технология. Автор показывает два возможных исхода. Уже сейчас в нашу жизнь плотно интегрировались многие устройства, через десяток-другой лет жизнь без них будет скорее чудачеством. Технологии – это власть, власть – это наркотик. Таков взгляд на мир у Рика Ремендера. Стоит признать аргументы он приводит достаточно весомые.