«Мордобой» М.Миллар

Есть традиция у сценаристов комиксов: добавлять в свои истории о костюмированных героях капельку реалистичности. Рука писателя в такие моменты может дрогнуть и тогда на свет появляется работа вроде «Года первого» или нашего сегодняшнего комикса – «Мордобоя».

У нас он больше известен как «Пипец» благодаря довольно успешной экранизации.

Сюжет нехитрый: большому любителю комиксов о супергероях и довольно асоциальному школьнику приходит в голову мысль: «А почему никто еще не пытался стать супергероем?». Нет, его родителей никто не убивал, суперспособностей он не получал, просто решил, что пора появиться супергерою, и, надев гидрокостюм, он вышел патрулировать улицы, взяв себе имя Мордобой. В итоге его поступок запустит цепную реакцию костюмированного безумия, порождая новых «супергероев», а самого Мордобоя приведет к участию в самой настоящей резне мафиози и куче травм.

Если рассматривать комикс в целом, то это история неудачной версии Бэтмена из «Года первого». «Зачем повторяться?» – логичный вопрос, но знаете, есть такой фильм – «12 разгневанных мужчин», и его переснимают в разных странах и с определенной периодичностью. Казалось бы, одна и та же история, которую повторяют из раза в раз. Всё так, да не так. В каждой новой версии меняются детали – раса убийцы, район, проблемы общества того периода. То есть, по сути, сам фильм изменяется в такт времени. Думаю, «Мордобой» комикс из того же репертуара – история о супергерое в реальном мире, отражающая помимо всего прочего саму эпоху.

Ведь никто не будет спорить, что история Дэйва Лизевски лишь способ рассказать о проблемах общества. Просто вспомните сцену, где три громилы избивают несчастного паренька. За него заступился только Мордобой. Но что же делали окружающие? Они снимали всё происходящее для Ю-Туба. Как думаете, далеко это от реальности? Не думаю. Причем, если напрячь память, можно вспомнить историю несчастной Китти Дженовезе, которую в 1964 году убили и изнасиловали посреди Нью-Йорка. Это длилось полчаса, не менее десятка свидетелей, но полицию толком никто не вызвал. Этот случай поднял важные для общества вопросы. Позже психологи объяснят это: чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-то из них что-то сделает, чтобы помочь. Что же изменилось с годами? Если в 60-е люди просто делали вид, что не замечают убийства под своими окнами, то сейчас они не стесняются – они снимают это, вставляя язвительные замечания. Ведь сколько видео юношей и девушек, прыгающих с крыш, сопровождаются выкриками «операторов»: «Да давай уже! Сколько еще ждать?!».

Но что-то меня унесло в сторону. Господин Фукуяма в своё время немало чернил потратил, чтобы рассуждать об этом. Вернемся же к Дэйву. Дэйв, который фантазировал о своей учительнице биологии. Причем какой-то странной учительнице биологии, ведь у нее на доске была куча математических формул, а не схемы тычинок и пестиков. Дэйв, потерявший любые ориентиры. Вся его жизнь – лишь череда похожих друг на друга дней, заполненных исключительно школьными занятиями, комиксами и видеоиграми. Кто бы не воспользовался на его месте гениальной идеей – стать супергероем? Конечно, у него не было классических причин вершить вендетту против несправедливости этого мира, но он обретёт их после. Его образ лично мне очень напомнил Раскольникова, который от безделья решил прикончить бабушку-процентщицу.

Стоит ли читать этот комикс? Определённо, да. Ну только если вы выдерживаете рисунок Дж. Ромиты Мл. Лично я терпеть не мог его прямоугольные лица, пока как-то не прочитал сразу штук шесть его работ. Сейчас я очень неплохо отношусь к этим угловатым головам и вытянутым губам. Потому мне было приятно листать эту историю, не потерявшую пока своей актуальности. На первый взгляд, это кровавый треш на подобие «Маски», но Миллар заставляет читателя задумываться о серьезных вещах, спрятав их в своей фирменной рисованной жестокости. Я считаю, что это отличное умение – в равной степени развлекать и давать пищу для ума. Потому я настоятельно рекомендую эту книгу к прочтению всем, кто уже может смотреть на жутко кровавые сцены.

Ю.Гуль