О работах Брайана К. Вона принято говорить хорошо, да что уж там, судя по похвалам от всяческих изданий, что появляются на обложках его комиксов, он живой гений сценарного дела. Забавно, что при этом лично я могу посоветовать всего одну его работу. Еще забавнее, что это супергероика – первый том «Беглецов», где всё на своих местах, всё имеет какую-никакую логику и это история, а не конвейер арок ни о чем.
Основная тема «Беглецов» – семья. Одна из двух тем, которые облюбовал Брайан. Вторая – пацифизм, которому посвящены, например, его «Львы Багдада». Но есть комикс, в котором сочетается все и сразу – похвалы критиков, регулярные номинации на Айснера, тема семьи и тема войны. Рисованная история, пережившая уже 43 выпуска. «Сага».
Это комикс с до боли знакомым сюжетом – парочка влюблённых из противоборствующих лагерей, причем война между ними началась так давно, что никто и не помнит причин. В общем, ни один Гейман черпает вдохновение у старика Шекспира. Хотя у Вона и получается это менее очевидно, ведь трудно ассоциировать с «Ромео и Джульеттой» вещицу, которая начинается с фразы «Я что, сру?!».
Эта фраза задает тон всему произведению. Здесь есть и целые бордельные планеты, и межвидовой секс, и содомия, и пещеры, залитые драконьим семенем, и прочие весёлости для людей со специфическими вкусами. Всё это происходит в антураже фантастики, претендующей на звание космооперы. Причем, все выше сказанное – это не критика, потому что, несмотря на список элементов, которые должны оттолкнуть адекватного читателя, вся эта вакханалия выглядит забавно, часто можно от души посмеяться. Все от того, что автор не претендует на высокий градус серьезности. Вон пытается донести важные вещи, которые его действительно заботят, простым языком, не лишенным юмором на грани фола, который иногда и заваливается за эту грань. Хотя в таком подходе есть что-то от мужчины, который, налетев на кризис среднего возраста, пытается выглядеть моложе и проще.
Главное тут правильно воспринимать комикс. Вон не претендует на конкуренцию со Звёздными Войнами, Сага ближе к «Стражам Галактики» Ганна. Если серьезно подходить к делу, то обязательно увидишь простоту создания миров. Например, некоторые расы созданы простым наделением животных интеллектом, другие смешением нескольких видов, третьи – помесь телевизора и жидкого терминатора. Несмотря на эти простые решения, среди них можно найти очень интересные идеи вроде космических кораблей, которые растут, словно деревья.
Вон не побоялся и себя втиснуть в книгу, представ перед читателями в виде одноглазого старого писателя, мечтающего о мире во всей вселенной.
В целом, вроде я говорю о хорошем, так почему я не могу порекомендовать Сагу наравне с Беглецами? Всё просто, Вон – еще одна жертва беспощадного эффекта Фрекшна. Так случается со сценаристами, когда они способны придумать неплохую идею, но позже плохо ее реализовать. Основная проблема в случае с Сагой – затянутость.
Первый том увлекает, после него хочешь продолжения. Еще бы: космоопера без пафоса и претензии, простая и веселая, с кучей ярких и проработанных персонажей. Но от тома к тому приходит осознание, что весь сюжет держится на повторяющемся приеме – раздели семью, а потом героически собери воедино. Повторить пять шесть раз по желанию автора. Из истории, прекрасно балансирующей между юмором и драмой, Сага плавно превращается в мыльную оперу, лишенную всякого движения, если отбросить в сторону беготню по сюжетной спирали. Похоже даже Вон не скрывает этого, устроив главную героиню в середине истории работать в местном ситкоме.
Ситуацию не спасает и чудесный рисунок Фионы Степлс, которая прекрасно изображает людей и существ, на людей похожих. Хотя надо признать, что временами она срывается и на грубую работу. Тогда фигуры могут выглядеть чуть деформировано, а фоны незаконченными. Но в целом рисунок приятен.
Сага – это всё-таки космоппера, но с небольшим уточнением – мыльная космоопера. Неплохие задумки из первого тома в итоге превращаются в бесконечную историю, где семья главных героев разделяется и собирается вновь разным составом. Конечно, вон поднимает множество тем: трудности семейной жизни, война и мир, наркотики, жестокость, неуместность древних традиций, конфликт духовного и рационального; но способ подачи этих тем сглаживает их, превращая всё в фарс. Да и слишком много всего захотел Брайан рассказать и показать в своей истории. Его будто разрывает на части желание передать что-то важное и страсть посмеяться над сортирными шутками. Те же «Стражи Галактики» Ганна – произведение одной мысли: «Вселенной на тебя наплевать, смысла нет и потому ты сам можешь его обрести, например, в своих близких», причем не гнушаются Стражи при этом и юмора. А Саге, как по мне, не хватает двух вещей: целостности, чтобы она ощущалась одной историей, а не сборной солянкой всех мыслей автора, которые он хотел в книгу втиснуть; и некоего направления сюжета. Да, у нас с первого номера красной нитью идет тема взросления дочери главных героев, и, судя по всему, читателю предстоит еще долго ждать финала, ведь вещает девочка уже из своей юности, а нынешних номерах она всё еще ребенок. Интересна ли затянутая история взросления человека, даже если он постоянно попадает в самые разные передряги? Я думаю – нет. Многие ли любят слушать истории о чужих детях, которые потоком льются из уст любящих родителей? Это удовольствие всё для тех же господ с специфическими пристрастиями, остальные же в такой ситуации притворяются мертвыми в надежде отпугнуть родителя. Вон же посчитал хорошей идей, использовать подобную историю для долгоиграющей серии. Как по мне, он снова сделал неудачный ход.