“Доктор Стрендж и Доктор Дум” Р.Стерн

Неисповедимы пути комикса. Поддержав идею недели Стренджа, я задумался, о каком же сюжете написать. Первыми на ум пришли Strange Tales, где доктор и появился. Но прочитав несколько оригинальных номеров, где Джонни Сторм и Нечто спасают парики группы Битлз, я отказался от этой затеи. Я совсем не фанат верховного мага Земли, потому выбор более современного сюжета был сложен. В итоге я всего на 20 лет отклонился от первоначального варианта и нашел историю, на страницах которой Стрендж встречается с одним из моих любимцев – Доктором Думом.

Забавно, как мы находим случайно то, что и не искали. Я хотел прочитать историю о Докторе Стрендже, а наткнулся на комикс, где рассказывается о важном событии в жизни Виктора – освобождение души Синтии фон Дум из лап Мефисто. При всей эпохальности истории надо признать, что сам комикс вышел не самым удачным. У него много проблем, и основная – ощущение халтурности.

Перед сценаристом стояла задача: соединить в одном сюжете две крупные фигуры вселенной Марвел. При всём многообразии вариантов автор решил, что лучше всего подойдет магическое соревнования. Занимает это действо всего несколько страниц. Буквально за пару мгновений среди десятков претендентов на звание верховного мага остаются в сознании только Дум и Стрендж, что выглядит неубедительно. Вместо грандиозной магической битвы читатель получает нечто скомканное и невразумительное. Хотя уже в этой сцене чувствуется рука Миньолы, ведь кристалл, в котором Вишанти прячут Седого Чингиза очень уж напоминает тюрьму семи богов Хаоса из Хеллбоя.

Как мне кажется, сценарист вообще подчинился при создании комикса стилю Майка. Все эти приемы с многобуквенными закадровыми вставками и огромными облаками текста, мы увидим позже в авторских работах Миньолы. Трудно сказать, что это удачные решения. Например, очень комично выглядит, когда доктор Стрендж начинает мысль в Нью-Йорке, продолжает этот внутренний монолог в самолете, а заканчивает в джунглях восточной Азии. То есть одну фразу он мысленно произносил почти сутки. Тут вообще в избытке старомодных облаков с мыслями персонажей. Это немного дезориентировало меня, и я не всегда осознавал, когда персонаж сказал нечто вслух, а когда подумал про себя.

Визуальный стиль далек от знакомого нам Майка. Тут те же грубые силуэты, часто весьма непропорциональные фигуры, но нет еще этой непомерной любви к туши, заливающей всё свободное место. Краски пока еще занимают большую часть пространства. Что-то Миньола передал в рисунке. Например, сцена, где девочка подает цветы Думу – я точно видел эту сцену в кинохронике, рассказывающей о встрече Гитлера с простым народом во время демонстрации.

Что касается Аида, то тут художник обошелся без изысков. В целом ад напомнил комикс «Люцифер»: те же бескрайние пустыни и моря огня. А вот в Мефисто я увидел штрихи будущего Мэлбоджии.

Если вернуться к сюжету и повествованию, то после того, как Стрендж пообещал помочь вернуть душу Синтии, нас ждут обязательные для Марвел рассказы о прошлом персонажей. Должен отметить, что если ориджн Дума подался скучно – устами Бориса, то о прошлом Стренджа рассказали лаконично и интересно – через кошмарные видения. Изящно получилось. Но это, пожалуй, единственный талантливый ход сценариста. Он пытался показать Дума гением, обыгравшим и древнего демона и верховного мага, но есть у комикса проблема: как только дело касается динамичных сцен, он теряет всякий темп и убедительность. Всё выглядит скомкано, будто автор хочет побыстрее разобраться с этим, чтобы персонажи снова могли спокойно говорить свои двухстраничные монологи.

Несмотря на важную в истории персонажа веху, это проходная повесть. Автор даже не попытался напрячь фантазию, чтобы придумать необычные сюжетные ходы, а склепал историю из набора готовых клише. При этом повествование чаще всего подается текстуально, а не визуально. Так что исторический интерес тут представляет только рисунок раннего Миньолы. В целом это комикс о Думе, а не о Стрендже. Скомканный и не убедительный.

© Ю.Гуль