В бытность свою студентом услышал я как-то историю одной курсовой работы по философии, в которой говорилось, если кратко, что миром правят маленькие человечки, а не знает об этом никто потому, что человечки эти умеют стирать людям память. Полный абсурд, неправда ли? Однако такую гипотезу сложно опровергнуть логически. Подобный ход лег в основу мира “Особо опасен”. Что если в 1986 году суперзлодеи победили супергероев и переписали реальность таким образом, чтобы люди ничего не помнили о войне и существовании людей с силами? Таким образом комиксы являются лишь отрывочными воспоминаниями некоторых людей о том страшном времени.
Так Миллар задает диспозицию сил, сразу проясняя - хороших здесь нет. Конечно, ни один читатель в это не поверит. Мы ведь с вами знаем если злодеи победят, тогда мир скатится в анархию, повсюду будут террор и диктат. Сам же Миллар показал это в “Старике Логане”. Стоит пояснить, что работа с независимыми издательствами дает известному автору карт-бланш на любые эксперименты, а значит можно поиграть с жестокостью, миром злодеев и использовать высокий возрастной рейтинг на полную катушку.
“Величайшее умение писателя — это уметь вычёркивать.” - писал Достоевский. И первое, что вычеркнул Миллар: глупых и картонных злодеев. Если человек в своем уме, то будет стремиться к накоплению капиталов и созданию удобного гнездышка на старость, по всем заветом американской мечты, а если хочет захватить мир, значит болен психически. Такое нехитрое разделение присутствует в данном мире, и автор ненавязчиво показывает, кому отдает предпочтение.
В этом мире нашим Вергилием станет Уэсли Гибсон, двадцати четырех лет: офисный планктон, обладатель столика из Икеа, владелец рогов, полученных от собственной девушки, предпочитающей секс с его лучшим другом. И нет, у него не будет второй личности, которая назовет себя Тайлер и начнет проект “Разгром”, хотя аналогия очевидна. Отец бросил семью много лет назад, мать умерла, перед этим вырастив мальчика неспособным оказать сопротивление неприятностям жизни. Так и плыл по течению Уэсли, пока в один прекрасный день в магазине не встретил прекрасную незнакомку, расстрелявшую всех посетителей.
Казалось бы, здесь должна приехать полиция и повязать всех, но ничего не происходит. Маленькие человечки здесь не стирают память - они научились контролировать полицию и власть имущих. То есть все члены получившегося синдиката могут творить все, что душе заблагорассудится, не опасаясь последствий.
Итак, последняя часть мозаики. Уэсли - сын лучшего киллера этого мира, убитого не так давно парой снайперов. Однако папочка оставил приличное наследство, с единственным условием - сын должен пойти по его стопам и стать киллером, благо умение убивать передается в их семье на генетическом уровне.
Неподготовленный читатель решит, что это путь становления нового героя, первого, за долгое время для данного мира. Но Миллар решил не идти проторенными дорожками и поставил мысленный эксперимент: что будет, если человеку, обладающему всеми необходимыми для убийства навыками, не нужно будет больше бояться закона? Подобное вы могли читать в “100 пуль” от Vertigo, однако здесь мы увидим самые темные стороны человеческой души… правда, всё время не оставляет вопрос: “Так ли ужасно то, что творит Уэсли?”
Поставьте себя на место персонажа. Над вами не давлеет закон. Зато есть навыки профессионального киллера. Никого не захотелось убить? Может тупого начальника, или преподавателя, завалившего на экзамене? Обидчиков, мажоров, кои смотрят на вас сверху вниз, считая низшим сортом? Оторвитесь от чтения и подумайте. Распугайте тараканов в голове, устроивших хор нелепостей, вроде “я не такой”, “человеческая жизнь бесценна” и “весь мир не стоит слезинки ребенка”.
Миллар препарирует нашего внутреннего монстра. Того самого черного волка, которого никто вроде старается не кормить, но временами это тварь урывает кусочек нашей ярости, усталости и раздражительности, благодарно скалясь: “Подожди, наступит и мое время”. При этом монстр – это не зло в его классическом понимании. Скорее это та часть звериного, что в нас осталась и не истребить ее до конца времен. Она отвечает за амбиции, за желание быть лучше, расчистить себе место под солнцем. Об этом говорит часто Джордж Карлин в своих выступлениях. Мы видим поколение, которое боится за свое рабочее место, сколь ненавистно оно им ни было бы, боится сделать рывок и что-то изменить. Нам показывают одиночные случаи успеха, даря одним надежду (“когда нибудь я буду таким же”), а других заманивая в ловушку показной простотой подобного шага. Напоминает крестовые походы, куда помимо прочего сплавляли чересчур амбициозных сынов вельмож, чтобы не мутили воду в родном королевстве.
Но этого всего автору показалось мало. В канву повествования вплетаются золотой и серебряной нитью предательство и детективная история. Уэсли ищет убийц своего отца, на фоне же разворачиваются масштабные события, грозящие уничтожением устоявшемуся в мире порядку. Все это мастерски повязано лентой насилия и намеками (откровенных сцен все же нет) на секс. В воздухе витают флюиды эдакого Bmovie со Сталоне или Чаком Норисом в главной роли, чего автор не скрывает, раскидывая все новые и новые отсылки к источникам своего вдохновения.
Отсылки - жемчужина произведения. Часть злодеев – образы сугубо собирательные, однако вот проскакивает человек в костюме кроссворда, а вход в убежище сторожит некий умственно отсталый клон поверженного героя. Находить подобное одно удовольствие. Что-то лежит на поверхности, до другого же нужно докапываться. Эта игра автора с читателем весьма оживляет процесс, заставляя вчитываться в каждую букву и вглядываться в каждый штрих.
Кстати о штрихах. В данном случае мы имеем дело с хорошим реалистичным рисунком. Это не Макнивен, работавший над “Стариком Логаном”, но и не Ромита младший – художник “Мордобоя”. Собственно за рисунок ответственен Джей Джи Джонс, в портфолио которого “Шазам” и пролог к “Хранителям”. У него есть свой стиль, выдержанный и натуралистичный (что важно при изображении многочисленных убийств), однако восхититься нечем, как не за что и поругать. Тот прекрасный случай, когда рисунок подчеркивает замысел автора, а не затмевает или разрушает его.
Кому же стоит читать “Особо опасен”? Тем, кому “Бойцовский клуб” – противно, а “Заводной апельсин” – поздно. Это произведение, балансирующее на грани (а для кого-то, возможно, грань пересекшее), наполнено иронией Буковски, ультранасилием и притягательным злом. Да-да, еще никогда зло не было так привлекательно. Оно по своему страшно - море крови, горы трупов, однако в жизни есть вещи куда хуже. Например то, что большинство закроют книгу, признав ее интересной историей и только, или найдут в ней зерно истины, решив что завтра навсегда изменят свою жизнь, но завтра ничего не случится, на крайний случай очередной ханжа решит, что Миллар написал грязную и пошлую беллетристику для масс. Вот это действительно страшно. А нарисованный парень, расстреливающий нарисованных людей, – это только комикс.
P.S. То, что сделал Тимур Бекмамбетов с оригиналом в своем фильме, прекрасно описал Нил Гейман на примере взаимоотношений музы и довольно посредственного писателя в третьем томе “Песочного человек”. Рассказ называется “Калиопа”.