Если вы любите комиксы, то трудно не нарваться на творчество Уоррена Эллиса. Он пишет в самых разных жанрах от обычной супергероики до остросоциальной полу-научной фантастики. Не спрятался от старика и жанр постапокалипсиса.
Шеститомник “Фрикангелы” рассказывает историю двенадцати необычных 23-летних парней и девушек. В раннем возрасте у них проявились способности к телепатии, телекинезу и прочим словам начинающимся на теле-. В отличие от банальных супергероев, наши ребята не особенно скрывали свои возможности, потому вскоре правительство открыло полномасштабную охоту на группку подростков, способных взглядом сносить людям головы. В итоге, устав от погони, детишки объединили свои силы и ударили со всей своей мощью по Англии. А все мы знаем, что скрещивать всякое там не очень хорошая идея, потому на многие мили вокруг эпицентра удара появились разрывы полотне времени и пространства, нарушения геомагнитных полей, а многострадальный Лондон затопило чуть меньше, чем полностью.
Но история совсем о другом. Эллис в 2 раза улучшил достижения “Улисса”, и показал на 600 страницах целых два дня из жизни Фрикангелов. Если честно, я так и не понял, зачем он это сделал. Я не уловил некоего скрытого смысла или послания. Я прочитал интересную историю, где автор умело ведёт повествование, прекрасно ускоряя его темп или замедляя, когда это необходимо. Благодаря этому, я познакомился с 12 персонажами. Минус в том, что весь остальной мир при этом оказался картонной ширмой, необходимой, чтобы история не разворачивалась в абсолютной пустоте.
Увы, несмотря на то, что я узнал характеры персонажей, я так и не получил информации о том, откуда все эти черты появились. Почему вот этот фрикангел обозлен на весь мир, а вот эта так повернута на правосудии. Без этой важной части, персонажи предстают этаким набором характерных черт, и читатель должен принять их такими, какие они есть, без всяких пояснений. Да, каждая обозначенная черта героя подтверждается его действиями, но это лишь следствие, а причины нам так и не раскрываются.
Все дело в том, что весь основной сюжет посвящен группе в целом. Потому все их воспоминания – командные. Если они и всплывают в сюжете, то обязательно показывают событие, которые пережили все 12 фрикангелов вместе. Увы, этих историй слишком мало, чтобы претендовать на полную биографию команды. В итоге все ограничивается сюжетом “Мы натворили бед и сами же их исправили”. Напомнило одну серию “Смешариков”, где по вине Кроша затопило долину (какая ирония), но после заяц всех спас, заслужив всеобщее признание и благодарность.
Я обожаю Эллиса за “Фелл”, за “Трансметрополитен”, за “Супербога”, но иногда я натыкаюсь на его работы, которые оставляют меня ни с чем. Это очень противное состояние – не понять Эллиса, потому что в таком случае я обычно думаю, что это моего уровня не хватает. Я пытался искать информацию о 12 ангелах, надеясь на подсказку в аллюзии на что-то, пытался как-то связать с сюжетом историю Джека Потрошителя, орудовавшего как раз в районе, населенном ангелами, но в итоге ничего не нашел. Для меня это по-прежнему история 12 обычных людей, которые получили невероятные способности. Это не команда супергероев аля Юные Титаны. Тут у всех настоящие характеры, а потому и героев среди них не так много. Вместо того, чтобы спасть мир, они пьют, ругаются и занимаются сексом. Фокус наведен на их непростые взаимоотношения, а не на события вокруг.
Книга напомнила фильм “Хроника”: те же проблемы и те же способности. Да и вывод тот же – мир еще не готов к подобному, а подобная власть может свести с ума. Возможно, все эти катаклизмы, превратившие Англию в зону из “Пикника на обочине”, аллегория того, как сама планета не смогла принять фрикангелов, отторгла их. Но это предположение очень натянутое, потому что Эллис не оставил намеков на свои мысли по этому поводу. Вместо этого он забил страницы текстом донельзя, превращая местами комикс в настоящую лекцию по метафизике.
Большие объемы текста вообще проблема этого комикса. Очень много объяснений всего и вся. Думаю, как и у паллиативного раскрытия персонажей, причина тут в объеме произведения, помноженном на количество персонажей. 13 основных героев – это немало. Иной раз за целую серию не успевают по-человечески раскрыть одного-двух персонажей, а тут целая чертова дюжина. Как по мне, Эллис не осилил задачу.
Увы, рисунок положение с историей никак не спасает. Это халтура. Все выглядит как набор трехмерных моделей, которым придали эффект двухмерности. Лица часто съезжают то вправо, то влево, а работа с тенями настолько неумелая, что часто раскрытый рот, сливаясь с тенью под носом, создает ощущение усов аля Лукашенко. Фоны тут двух типов: первый – обводка реальных лондонских зданий, а второй – вставленные фотографии неба без всякой обработки. Но даже эти халтурные задники встречаются не так часто, ведь большую часть времени мы наблюдаем говорящие головы. На иных страницах их так много, что головы лезут друг на друга, выпрыгивая из панелей. Кстати о панелях – 4 штуки на страницу, не ожидайте чего-то иного. Такая статичная форма вызывает ощущение монотонности повествования.
Если провести черту под списком плюсов и минусов, то явный перевес будет далеко не в сторону крестиков. Есть в комиксе эпизоды, когда чтение становится увлекательным, но в целом история оставляет ощущение постапокалипсиса, собранного на коленке из кусков чужих произведений только для того, чтобы был фон для Санта Барбары, развернувшейся между многочисленными героями. Финал, который мог бы спасти сюжет, выглядит совершенно непонятно. Комикс оставляет множество вопросов, даже не пытаясь навести на ответы.