“Гигантомахия” К.Миура

Самым известным произведением Кэнтаро Миуры без сомнения является «Берсерк». Монументальная манга, которая выходит до сих пор, начиналась с небольшого рассказа, будто вырванного из контекста огромной истории. Фанаты гадают, чем же кончатся странствия Гатса, а мне интересно умеет ли Миура логично завершать свои сюжеты. Ответить на этот вопрос поможет однотомник «Гигантомахия». Странно видеть столь небольшую книгу от автора, чья дебютная работа разрослась до сорока томов, но тем интереснее посмотреть на результат.

Земле в очередной раз пришел конец. Однако жизнь упрямая штука, и на обломках цивилизации выросла империя, а в бесплодных пустынях появились мутанты, приспособившие тело под изменившиеся условия. Высокие технологии стали в каком-то смысле магией, люди утратили знания и откатились в средневековье. Цель новой империи захватить племена в пустыне. В этом крестовом походе помимо луков и мечей на стороне людей сражаются гиганты – по всей видимости одна из разработок погибшей цивилизации. По другую сторону баррикад сражается странная парочка – девочка Проме и бывший гладиатор Делос. Эти двое уверены в победе, ведь у них есть в рукаве секрет, о котором никто не знает.

Название отсылает нас к древнегреческим мифам, а именно сражению богов и гигантов – детей Геи. По всей видимости Делос — это Геракл, пришедший на помощь олимпийцам в борьбе. Согласно мифам, только человек мог убить гиганта. Весьма символично.

Первые главы отчаянно напоминают «Дюну» – племя аборигенов, приручивших необычных ездовых животных, пустыня, вечный недостаток воды и злая империя на горизонте. В свою очередь середина и конец это «Атака Титанов», где прямо заявляют – «гиганты – это технология и вот как они получаются». На месте эпичная схватка, доля пафоса и специфичный юмор. Но сосредоточиться хотелось бы на отличиях, коих не мало. Во-первых, из времени действия никто не делает секрета Полишинеля. С порога заявляют о постапокалипсе, в дальнейшем лишь подкрепляя фактами. Во-вторых, стиль и исполнение гигантов даже на семи главах намного разнообразнее, чем титанов в известной манга. Миура будто не скован ограничениями, дав фантазии простор. Здесь вам человекоподобные, осьминоги с ушами слона, гуманоидные уродцы – на любой вкус.

С главными персонажами все обстоит не так однозначно. Главный конечно же Делос – рубаха парень, туповатый боец и идеалист. Проме в свою очередь поддержка и лекарь. Ближе к концу они прекрасно показывают себя как боевой дуэт, но глубины характеров вы не найдете. Другой вопрос «а оно вам надо?». Мысль всей манга о ценности жизни и определении «человека» донесена, история рассказана, а тратить страницы на подробности характеров, которые не выстрелят как известное ружье, смысла не имеет.

На фоне – массовка, состоящая из аборигенов-мутантов и воинов империи, ничем особенным не выделяется. Упрощение в угоду малому жанру (по аналогии с литературой это скорее рассказ) лишь намечает общие черты сторон конфликта. Приятно что технологии, пусть и грубо, но очерчены. Для понимания происходящего и логики мира это важно – вокруг не абстрактные гиганты из ниоткуда и не магическим образом преобразованные люди.

Пристального внимания заслуживает рисунок. Здесь прорва деталей на каждой странице! Тот самый случай, когда техника заменяет цвет и это хорошо. Панели не просто передают происходящее, а будто в лучших традициях МакКлауда показывают историю с нужных ракурсов. Помимо прочего у Миуры есть фирменный стиль, отработанный за двадцать четыре года работы над «Берсерком» («Гигантомахия» вышла в 2014-м). На каждой странице чувствуется опыт художника, и лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть.

Итак, умеет ли Миура писать отдельные истории с логичным концом? Простой ответ – нет и это не важно. По большому счету «Гигантомахия» напоминает «Берсерк: Прототип» – вырванная история из мира, которая ждет своего часа, чтобы воплотиться в нечто большее. Неизвестно так ли это, будет ли сорок томов о похождениях Проме и Делоса, но описанный мир достоин продолжения. Мы встречаем героев где-то на середине пути провожаем их в даль непознанную на встречу новым приключениям. Что же, такое построение сюжета имеет место быть. Было интересно, хочется еще – наверное именно это отделяет хорошее произведение от плохого. Логичную концовку можете придумать сами.

© Ю.Гламаздо