«Красный Сын» М.Миллар

Должен признаться, что когда-то я был закоренелым коммунякой. Верил в светлые идеалы марксизма-ленинизма, зачитывал до дыр романы И.Ефремова и систематически листал учебники для высшей партийной школы пятидесятых годов. Но сначала старина Кесслер, а после и Айн Рэнд устроили практически гражданскую войну в отдельно взятой голове, где с большим отрывом выиграл капитализм. Этот момент я считаю поворотным, потому было интересно наблюдать подобную борьбу на страницах комикса. Неподражаемый М.Миллар перевернул мир с ног на голову, изменив всего одну детальку: задержал приземление спасательной капсулы Кал-Эла на 12 часов. Казалось бы, что такое 12 часов, но благодаря этому Человек из стали попал не к чете Кентов, а обрел свой новый дом в украинской глубинке времен сталинских репрессий.

Именно так начинается роман в трех частях «Супермен: Красный Сын».

На самом деле, идея такого крутого поворота однажды чуть не была реализована. В комиксе о Супермене #300, случилось так, что капсула попала в нейтральные воды, и за неё боролись оба участника Холодной войны. Сам Миллар еще тогда, будучи ребенком, задумался о том, как изменился бы мир в случае, если советы получили бы второго человека из стали после товарища Сталина, конечно. Благо несколько лет назад издательство DC по своей давней традиции решили перезапустить свою вселенную, разделив реальность на 52 варианта. В каждой такой реальности всё было устроено по-своему, и можно было экспериментировать от души, не опасаясь изменить вселенную в целом. Старине Марку отдали вариант Земли под номером 30. Именно на её просторах Супермен из олицетворения всего американского превратился в приёмного сына товарища Сталина.

Причем это небольшое изменение эффектом бабочки развернуло всю нам известную историю. Это одна из самых приятных частей комикса: видеть давно знакомых персонажей (как комиксных, так и реальные исторические личности) с совершенно иной биографией, в других обстоятельствах и искать пресловутые 10 отличий.

Хэл Джордан, который прошел через военные лагеря Вьетнама. Лоис, вышедшая замуж за Лютора. Ольсен – агент правительства, а не фотограф «Дейли». Бэтмен – диссидент и борец с режимом Супермена. Но основной интерес всё-таки вызывает сам Супермен. Как его изменил режим?

Первое, что я заметил, это отсутствие имени. На Земле-30 у Человека из Стали нет никакого имени. Он просто Супермен. Ничего не сказано о его родителях. Всё, что мы знаем: они из украинской глубинки. На мой взгляд, это очень важные вещи. Миллар нам прямо говорит, что при социалистическом строе личность человека уходит на второй план. Куда важнее его роль в обществе, та польза, что он может принести своему народу. Конечно, к самопожертвованию и самоотдаче Супермену не привыкать, но полное лишение его всякой индивидуальности за стальным фасадом – отлично показывает, что делает с человеком диктатура слова «мы».

Второй отличительной чертой я считаю его уверенность в собственной правоте. Тот, кто читал достаточно комиксов о Супермене, знает, что он частенько сомневается в правильности своих действий. Он боится нарушить чью-либо свободу, потому что осознает, что обладает огромной силой и вполне может сорваться и диктовать свои условия, не считаясь ни с кем. И согласитесь, Миллар еще тогда провернул то, что нам предстояло увидеть только в Injustice. Тот самый Супермен, вершащий правосудие своей стальной рукой. Снова это камень в огород социалистов и коммунистов: когда ты уверен, что делаешь нечто для призрачного общего блага, ты можешь снять с себя груз ответственности и морального гнета. Ведь в таких случаях «герой» уверен, что ради блага миллионов можно и пожертвовать жизнями нескольких. Но аппетиты будут расти, и кто знает, насколько может растянуться это понятие – несколько.

Третья черта типична для всех антиутопий: размен свободы на безопасность по сходному курсу. Но как говорил один классик, при этой сделке не получаешь ни первого, ни второго. И положа руку на сердце, можно ли поверить, что человек свободной воли и духа, смог бы провернуть такой обмен? Нет. Значит народ, воспитанный в такой идеологии, должен быть покорным, должен преклоняться перед своим «спасителем», а значит снова возвращаемся к первому пункту: вытравливание и выжигание всякой индивидуальности.

Забавно то, что при чтении советский союз выглядит вполне привлекательным. Не даром к концу книги в него входят все кроме 30 с небольшим штатов Америки. И да, как же выглядит капитализм на фоне этого ужасного советского строя? А тоже невесело. Люди голодают, бушуют гражданские войны, а система не может с этим справиться. Забавно, ведь тогда получается, что Миллар не выступает ни за коммунизм, ни за капитализм. Марк предлагает третий путь – Люторизм. Именно он в итоге сменяет все системы и приводит человечество в славное будущее, которое кончается самым неожиданным образом. Когда я дочитал до конца, я просто весь свой рот от удивления открыл. Но не буду раскрывать секрет тем, кто еще не читал. Прелесть Люторизма в том, что его не объясняют. У нас на руках идеальная система управления миром, но мы не знаем, как она работает. Было бы весело, если однажды появился бы мировой лидер, создавший совершенно новый и очень удачный строй, который веселья ради он назовёт Люторизмом.

Книга интересна и тем, что в то время сам Миллар пережил гнёт настоящей беспощадной цензуры со стороны издательства при написании комикса «Власть», которая вполне может сравниться с необходимостью писать только идейно-верное в условиях СССР. К примеру, из комикса были вырезаны сцены поцелуя между героями-геями. А один из номеров был задержан в связи с тем, что издательство вырезало многие эпизоды с критикой правительства, ведь на дворе было неспокойное время ужасов терроризма после 11 сентября. Потому та филигранность, с которой Марк высмеивал режим уже в “Красном Сыне”, продиктована необходимостью. Марк умудрился, не размахивая перед лицом читателя своим мнением, донести свою точку зрения и своё видение проблем двух систем, умело завуалировав всё в простеньком сюжете супергероики. И всё же, Марк не выдержал давления и ушел из DC, потому комикс «Красный сын» был издан уже без него.

Но в любом случае, это замечательный мысленный эксперимент. Супермен, которого нам еще предстояло во всей красе оценить в Injustice; мир, поставленный вверх тормашками; и едкая ирония, высмеивающая оба лагеря, сражающихся за душу человечества в наше время. За что я очень уважаю Миллара – он умудряется завернуть в казалось бы несерьезный жанр супергероики, сложные и важные темы. Причем это совсем не скучно читать, как бывает, когда играют с глубоким смыслом, но развлекая нас Марк заставляет нас задаваться непростыми вопросами. И отправной точкой стал именно «Красный Сын».

Потому, я считаю, что этот комикс будет интересен практически всем. Кто-то понастольгирует об ушедшей империи, кто-то задумается над своими политическими взглядами, а кто-то просто весело проведёт время, встретив старых знакомых в необычной обстановке. Так что каждый найдёт здесь что-то своё.

Ю.Гуль