Заканчивать принято какой-нибудь вкуснятиной, но у нас с неделей Миллара так не получилось. Я честно отбирал комикс. Обложки всех четырех номеров «Немезиса» просто кричат о том, что это лучшее, что вы читали у Марка. Возможно, во многом восприятие испорчено именно этими громкими обещаниями. А обещано ни много ни мало Бэтмен, который стал Джокером. Это обман. И на «Мордобоя» вы не начнете смотреть как на посредственный комикс в сравнении с «Немезисом», я бы сказал всё будет ровно наоборот. Но давайте по порядку.
Это история о гениальном преступнике-террористе по прозвищу Немезис. Как и обещано, его костюм похож на наряд Бэтмена, только этот белый и без ушек. Он отличный боец, гениальный стратег и жутко самовлюбленный тип. Развлекается он тем, что, выбрав одаренного сыщика, устраивает с ним интеллектуальную дуэль, где каждый неудачный ход будет стоить десятков и сотен жизней. Так что кровавое месиво читателю обеспечено. Если честно, благодаря этому я узнал художника. Забавно, но именно в том, как разлетаются на части люди, я увидел руку МакНивена, который в паре с Марком работал над «Стариком Логаном». Увы, в сравнении со «Стариком» рисунок вышел слабым. Моё мнение: убийца – дворецкий… в смысле, виноват во всем ретушер. Работа Дэнни Мики здесь в разы слабее, из-за чего рисунок Стива теряет выразительность и четкость, потому все выглядит недоработано или халтурно. Как, в принципе, и сюжет.
«Немезис» может понравится, если вы на секунду забудете всё, что создал Марк до этого. Плюс нужно выкинуть из памяти «Тетрадь смерти», фильмы «Пила» и «Законопослушный гражданин», нолановского Джокера и еще множество вещей, чьи бледные копии узнаются в хитросплетениях сюжета по кусочкам. Но вторичность лишь одна из проблем.
Познакомившись с началом истории, ждёшь, что два гиганта мысли схлестнутся в попытках выбить почву из-под ног друг друга. Но нет, борьба жутко кренится в сторону злодея. И когда сам легко понимаешь замысел «гениального» злодея и причину его неожиданного промаха, начинаешь невольно задумываться: «Так ли уж умён этот полицейский?». Я бы сказал, что «Немезис» страдает тем же недугом, что и нынешние серии о Бэтмене – непреодолимым желанием всеми силами доказать крутость персонажа. Сюжет и остальные участники истории превращаются в фон, на котором и разворачивается эпичность злодея. И я в таких персонажей обычно не могу поверить при всем желании. Всё настолько закручено вокруг Немезиса, что теряется всякая интрига. Ты знаешь, что он победит, и чтение, лишившись всяких переживаний, превращается в простое ожидание очевидной развязки.
Хотя твист в самом конце вышел довольно интересным. Не буду его раскрывать для тех, кто всё-таки заинтересуется. И всё же, он не оправдывает всего, что тянулось 4 номера.
Нельзя не признать, что задумка в целом интересная. Отличное имя для злодея в контексте сюжета. Белый костюм, лишенный практической ценности. Я было подумал о том, что он несет духовный смысл. Всё-таки злодей начал с восточной Азии, где белый – цвет смерти. А кто будет спорить, что Немезис наслаждается смертью. Этакий Мрачный Жнец с базукой вместо косы, несущий возмездие самоуверенным гордецам. Но несмотря на все эти плюсы, есть огромный минус: комикс выглядит скомканным.
Я часто это встречаю в случаях, когда автор пытается уместить события невероятных масштабов всего в четыре номера. Один из ярчайших примеров такого провала – «Дедпул уничтожает вселенную Марвел». Нужно соблюдать пропорции, и если вы решили перевернуть мир с ног на голову – не пытайтесь сделать это за пару страниц, иначе читатель не поверит. Все требует определённого времени, определённой размеренности.
Что ж, подведём итоги. Это не лучшая работа Миллара. Может интересная, но далеко не лучшая. Сказать, что это провал тоже нельзя. История с интересным замыслом, наполненная масштабными экшном, который определённо понравится любителям творчества М.Бея. Но на фоне всего, что успел к тому моменту сделать Марк, «Немезис» выглядит блекло. По сути, эта работа для него не шаг вперед, но и не шаг назад. Ведь нельзя постоянно делать лучше и лучше, должны быть передышки. Главное, не откатываться назад. Закончить я бы хотел словами Б.Стругацкого, который описал подобные произведения довольно точно:
“Есть такое понятие – «проходная повесть». Так обычно называют произведение, которое автором честно написано и даже опубликовано, но которое можно было бы и не писать вовсе – оно не есть ступенька вверх для автора и вообще не составляет никакого этапа на его пути.”