«Прибой. Зов лодочника» С.Орландо

К наличию Атлантиды в мире комиксов читатель давно привык. Сначала появляется Немор, после Аквамен, и оба правят потерянной цивилизацией, которая раскрывает себя лишь с приходом эпохи супергероев. Мне всегда казалось, что вдохновением для этих историй послужил роман К.Дойла «Маракотова бездна», где экспедиция профессора Маракота находит в глубоководной впадине посреди Атлантики затонувший город, где обитают потомки легендарных атлантов.

Атлантида не давала покоя многим авторам, в том числе и Ж.Верну, написавшему «20 000 лье под водой», где главные герои посетили ее руины. Я не зря поминаю и Ж.Верна и Атлантиду, ведь сегодня мы поговорим о комиксе С.Орландо «Прибой. Зов лодочника».

Вся история строится вокруг атлантидского солдата Укинну. Именно он закадровым текстом разъясняет многие моменты. Во время нападения таинственного террориста Редума Аншаргала наш герой перешел на сторону революционеров, которые пытаются сбежать от власти Атлантиды. Хоть автор и заявляет, что не пытался каким-то образом задеть тему политики и вообще книга не о том, с первых страниц чувствуется именно политический и социальный подтекст. Вся книга – одна большая пародия на современный мир, такой же погрязший в коррупции, несправедливости и разделенный пополам бездонной социальной пропастью, которая пролегла между богатым меньшинством и всеми остальными.

«В морг, значит в морг» — решил Аншаргал – бывший высокопоставленный ученый, попавший в опалу – и даже не вынашивал планов по лечению общества. Единственный выход он видел в побеге на поверхность, прочь от вездесущей власти загнивающей Атлантиды. С точки зрения логики, мне не понятно, зачем убегать на поверхность, что влечет за собой множество проблем, когда океан куда больше и полон укромных уголков, удобных для небольшого поселения. Однако с точки зрения повествования всё понятно: автор хотел показать множество идей, которые он напридумывал в процессе написания комикса. В принципе, если брать в целом, то ради этого создавалась вся книга.

И идеи действительно интересны: зеркальное отражение многих явлений нашей жизни. Атланты «топят» провинившихся, «окуная» в воздух над поверхностью воды; вместо рыбы они удят птиц, а их надводная лодка собирает из окружающего воздуха влагу с помощью конденсации. Причем, все происходит в конце ледникового периода, когда по Земле еще ходили последние мамонты, а люди не могли даже разговаривать толком. Лично для меня это было неожиданным, ведь после большой двойки я привык, что все истории об Атлантиде происходят примерно в наше время.

Надо признать, что мир у Орландо получился интересным и перспективным, но это в то же время и слабость произведения. Все дело в объеме. Он очень ограничивает возможности рассказать что-то масштабное. Историю главных героев мы получаем из полунамёков, коротких воспоминаний и каких-то клочков информации. В результате все они выглядят довольно плоскими из-за того, что рассказ сосредоточен исключительно на одной из их черт. Одна всегда воюет, другой доказывает, что он не просто мажор, третий зациклен на защите и ни о чем больше не думает. Надеяться на полутона в характерах героев не приходится: одни абсолютно порочны, другие – идеализированные борцы с системой.

Некоторые трудности в восприятии доставляет и рисунок. То ли от того, что персонажи вышли такими блеклыми, то ли от того, что все атланты слишком похожи друг на друга, не всегда понятно, кто есть кто. Когда привыкаешь к именам, начинаешь отличать героев, благодаря обращениям. В остальное же время пытаешься не потерять из виду какую-то характерную деталь: пятно на глазу, сережка в форме луны и звезд, забинтованная рука и т.д. В плюсы это лишнее напряжение при чтении записать трудно. Однако, несмотря на то, что персонажи сливаются воедино, из-за чего не всегда понятно, что происходит и кто на кого напал, сам стиль Артема Траханова хорош. Внимание к мелким деталям, панорамы и, конечно, обилие штрихов. Цветовое решение вышло спорным. Цвета довольно кислотные и часто сменяют друг друга, что может вызвать дискомфорт у многих читателей, хотя лично мне сочетание палитры и стиля Траханова показалось весьма приятным.

Если говорить в целом, то «Прибой», это книга с прекрасным рисунком, сильно пострадавшая от малого объема. Она похожа на тех гимнастов из цирка, которые забираются в небольшую стеклянную коробку. Это может развлечь, но хотелось бы увидеть выдуманный мир во весь рост. Комикс отчаянно требует продолжения, где автор бы раскрыл персонажей, показав их как живых людей, а не шаблонные модели из историй об очередном перевороте. Хочется узнать историю Атлантиды, узнать о ее Золотом Веке и причинах заката, хочется увидеть будущее колонии. Орландо коснулся многих остросоциальных тем от проблем общества до вопросов религии, но дальше легкого прикосновения дело не пошло. В итоге получился этакий тизер вселенной, который автор использовал, чтобы показать несколько своих идей о том, какой могла бы быть Атлантида и ее вариант «20 000 лье над водой».

© Винсент Гуль