«Супермен: Все звезды» Г. Моррисон

В 2005 году DC запустило импринт All Star. Под этим знаком должны были выходить комиксы, не ограниченные рамками основной вселенной. Полная свобода для авторов, доступность для неподготовленных читателей, но в итоге на свет появилось всего две серии, в том числе и история Супермена.

12 выпусков повествуют о том, как криптонец провел свой последний год на Земле. Начинается все с несчастного случая, подстроенного Лексом Лютором, в результате которого Супс получает слишком большую дозу радиации, и его тело начинает распадаться на клеточном уровне. Думаю, каждый так или иначе задавался вопросами из категории «Чтобы я сделал, если б мне осталось жить день/неделю/месяц?». Перед Суперменом встал вопрос: на что потратить свой последний год. И несмотря на то, что Кларк продолжает совершать подвиг за подвигом, будто это самая обычная серия о приключениях Супермена, легкий флёр смерти чувствуется в каждой реплике и помысле героя.

Грант решил провести параллель в этот раз не с богом, как чаще всего делают в случае Супса, а с Гераклом, который также совершил 12 легендарных подвигов. То есть, уже на уровне аналогий Моррисон спустил Кларка с позиции существа божественного на ступень ниже, к сынам богов, ведь они не лишены страха смерти.

Ну и разве бывает сочетание Моррисона с классическим супергероем без горы отсылок к старым сериям? Я запомнил Гранта как автора, который трепетно относится к старым комиксам, потому очень любит делать в их сторону реверансы и море отсылок. «Все звезды» в целом получилось произведением близким больше к серебряному веку, потому неудивительно, что немаловажную роль в истории занимает Джимми Олсен, чья сольная серия была очень популярна когда-то. Он как раньше меняет наряды и время от времени даже выручает своего знаменитого друга.

Что нетипично для комиксов о Супсе, так это подход к проблемам. За редким исключением все трудности, что встают одна за другой на пути героя, решаются не кулаками и физической силой, а интеллектом.

Забавно и то, что при первом чтении пару лет назад я не выносил рисунка серии, однако теперь я понимаю, что дело было совсем не в рисунке, а в работе колориста. Куайтли – прекрасный художник, причем общий стиль как в костюмах, так и в работе с персонажами лично мне очень напомнил работы Мёбиуса. Хотя надо признать, лысые персонажи у Куайтли всё же похожи на огромных ящериц. Зато всё остальное на высоте. И как неудачно выглядит попытка раскрасить тот же «Герметический гараж», также не пошла на пользу работа колориста и «Всем звёздам». Обилие градиента и мутных цветов лишь портит замечательный рисунок.

Если говорить о комиксе в целом, то это некое размышление на тему «Мир без Супермена». Я понимаю, что в наших краях предавать такое значение одному единственному персонажу странно, однако я сам был удивлен, насколько сильно влияние Супермена на детей в США. Подчас откровение, что на свете нет Супермена, который всех спасет в случае чего, для ребенка куда болезненней, чем узнать, что нет на свете Санта Клауса. Потому вполне закономерно, что в одном из экспериментов Кларка по созданию подобия Земли, люди несмотря на отсутствие супергероев вновь придумали и нарисовали Супермена. То есть, без него никак нельзя. Причем этот момент забавен тем, что всё выглядит так, будто мы живем в маленьком эксперименте супермена по созданию мира без него.

Если говорить шире, а если почитать сценарии Моррисона, то понимаешь, что в любой его работе нужно говорить шире, то это размышление даже глубже. Мир без Бога. Как люди переживают отсутствие некой высшей силой, которая выручит, которая спасет и не бросит. Каково людям осознать, что они остались один на один со всеми опасностями мира. Возможно, свой ответ Моррисон заключил в персонаже Лоис, которая несмотря ни на что верит, что однажды герой вернется.

Универсальным способом вписать себя в историю персонажа всегда будет – или создать его, или написать для него «последний сюжет». Но во втором случае от сценариста требуется обилие таланта, чтобы получился настоящий шедевр. Сколько бы историй не написали о Бэтмене, «Год первый» и «Возвращения Темного рыцаря» всегда будут начинать эти истории и заканчивать. Что же касается Супермена, то я считаю творение Моррисона достойным претендентом на звание жирной точки в биографии первого криптонца на Земле. Грант взял классический образ из золотого века, обрамил его отсылками и элементами серебряного и при этом рассказал современную историю. Хотелось бы сказать «современную мрачную историю», однако у Супермена даже смерть сияющая.

В целом вышла этакая вещь в себе, которая не требует от читателя глубоких познаний биографии Супса, что очень удобно для новичков. Несмотря на всю мрачность содержания, это легкая и светлая история о том, каким Грант Моррисон видит образ Супермена, предлагая его читателю в качестве некой модели человека будущего, примера для подражания. Пусть внешняя сторона в виде постоянных стычек и преодоления трудностей не собьет вас с толку. Эту книгу надо читать медленно, пытаясь распробовать каждую ситуацию и внутреннее состояние героя, чтобы, закрыв книгу, ощутить необычную смесь теплоты и грусти, как от финала старой доброй «Касабаланки».

© Винсент Гуль