В апреле этого года Виталий Терлецкий и Артем Бизяев анонсировали новый совместный проект — «Продукты 24» и объявили об открыли предзаказа на комикс. Кроме издания в мягкой обложке, можно было приобрести комикс в твердом переплете с альтернативной обложкой, постеры, наборы наклеек и скетчи от авторов. Читателей, успевших оформить предзаказ, ждал еще один приятный сюрприз — все экземпляры комикса были подписаны Виталием Терлецким.
В подготовке проекта принял участие поистине звездный состав: автором идеи и автором сценария является Виталий Терлецкий, креативный директор издательского дома «Комильфо», который, к тому же, отвечал за компьютерную верстку; художником и соавтором сценария выступил Артем Бизяев, хорошо известный русскоязычному читателю по таким проектам, как «Шафировский проспект», «Горелово», «Время Ворона», «Инок», «Бесобой»; редактуру осуществлял Роман Котков, главный редактор издательства «Bubble». Кроме того, к подготовке приложений к комиксу были привлечены Денис Сорока, Кирилл Кутузов и Алексей Волков.
Сами авторы охарактеризовали свою работу как «урбанистическая графическая новелла с элементами фантастики и быта» — определение, стоит отметить, довольно интригующее. Итак, о чем же она повествует?
Действие комикса происходит в 90-х годах прошлого столетия. В книге описываются события всего лишь двух дней, но и за столь короткий период происходят невероятные происшествия. Главным героем истории является робот-ларек, уже известный читателю, поскольку ранее он появлялся на обложке «Шафировского проспекта» и страницах антологии «Горелово». Его создатель — Артур Борисович Хозяинов — в прошлом был талантливым ученым-робототехником, которому удалось создать робота с искусственным интеллектом. Советская власть, узнав о достижениях молодого ученого, поручила ему спроектировать прототип боевого робота, который мог бы составить конкуренцию японским разработкам. Однако роботу Артура не удалось пройти испытания, поскольку молодой ученый преследовал иную, отличную от желаний руководства цель — сделать робота как можно «человечнее». На этом его карьера ученого заканчивается. В настоящем Артур Борисович представлен владельцем ларечного кооператива, но от мечтаний юности он не отказался — за самыми обычными с виду ларьками скрывается нечто большее, о чем не подозревают окружающие.
Не стану раскрывать все тайны сюжета, отмечу лишь, что внутри комикса читатель найдет взрывы, разрушения домов, впечатляющие сражения роботов и в целом динамичную историю, пропитанную духом бунтарства. А самым неожиданным станет финал книги! Чем ближе вы приближаетесь к концу истории, тем настойчивее возвращается ощущение недосказанности и некой ключевой тайны — кажется, что причина, из-за которой начались описываемые события, недостаточно раскрыта и объяснена. Однако то, что приготовили авторы напоследок, все равно становится слишком неожиданным и ошеломляющим. Финал заставляет изменить угол зрения на весь комикс в целом.
Около 60 страниц, почти половину книги, занимают приложения к комиксу, в число которых вошли послесловие и комикс «Сделка» Виталия Терлецкого, комикс Дениса Сороки и Виталия Терлецкого «Чекистов дом1 дробь16», рассказы Кирилла Кутузова «Виза» и Алексея Волкова «Гыгышка», скетчбук Артема Бизяева, галерея фан-артов (представлены работы Александра Еремина, Аскольда Акишина, Евгения Яковлева, Евгения Францева, Марии Конопатовой, Марии Васильевой и других небезызвестных художников), альтернативная обложка для издания в твердом переплете от Екатерины Чинаски, промо-постер и набор наклеек от Артема Бизяева.
Рисунок Артема Бизяева поразительно гармоничен и изящен. Каждый из разворотов создает ощущение целостности и единства — все кадры находятся на своих местах. Художником с особой тщательностью были прорисованы даже мелкие детали — царапинки, осколки, обломки, винтики и составляющие роботов. Цветовое решение Артем Бизяев старался приблизить к фотографиям 90-х, на которых цвета в целом получались тусклыми, но некоторые оттенки резко выделялись яркими пятнами. Для фонов используются теплые, мягкие пастельные тона с плавными переходами от одного оттенка к другому; а для деталей и элементов, на которых необходимо заострить внимание читателя, — яркие, глубокие, насыщенные цвета.
Виталий Терлецкий в одном из интервью отмечал, что в «Продуктах» он не стремился поднимать какие-либо серьезные темы, однако, если как следует присмотреться, можно обнаружить попытки авторов начать разговор с читателем о проблемах, не теряющих актуальности даже сегодня. К примеру, одной из центральных проблем, поднятых в книге, является, по моему мнению, проблема использования научных открытий и достижений. В комиксе совершенно недвусмысленно показано, что изобретение Артура, которое было создано исключительно в мирных целях и могло бы быть направлено на увеличение благосостояния общества, ускорение темпов научного прогресса, было использовано верхушкой власти лишь для создания смертоносного оружия, направленного на борьбу с капиталистами. Так и мирный атом когда-то был превращен в одно из самых грозных орудий.
Снова и снова перелистывая комикс, вспоминаются слова Джеймса Ганна, режиссера «Стражей Галактики», которые, как мне кажется, будут справедливы и по отношению к работе Терлецкого и Бизяева. Джеймс отмечал, что фильм, к его большому удивлению, стал связующим звеном между старшим и молодым поколениями, сблизил их, так как каждый обнаружил в кинокартине интересующие его темы, и, более того, возродил у молодого поколения интерес к культуре ушедшей эпохи. Такое же впечатление производят и «Продукты»: элементы научной фантастики, роботы, зрелищные сражения будут интересны молодому поколению, а изображение городских пейзажей с панельными многоэтажками, простых советских работников в шапках-ушанках, поношенных свитерах и растянутых трико, продуктовых ларьков с любимыми зарубежными сладостями и газированными напитками, а также льющиеся из динамиков «Жигулей» слова всем известных музыкальных хитов 90-х всколыхнут ностальгию у представителей старшего поколения, позволят им хотя бы на короткое время перенестись в прошлое, а у молодого поколения вызовут желание узнать как можно больше об особенностях советского быта последних десятилетий прошлого века.