«Понимание комикса: Невидимое искусство» С. Макклауд

После книги У. Айснера «Комиксы и Последовательное искусство» (1985) работа Макклауда является вторым полномасштабным и всеобъемлющим исследованием такой нестандартной формы искусства, как комикс. Книга Макклауда была выпущена в 1993 году и сразу же после публикации получила международное признание и множество восторженных отзывов от самого широкого круга людей: от профессиональных критиков, художников, сценаристов, специалистов в самых разных областях искусства до обычных читателей и поклонников жанра. Однако на этом исследовательская деятельность Макклауда не прекратилась — позже им были подготовлены еще две книги, посвященные комиксу: «Вновь изобретаем комикс» («Reinventing Comics: How Imagination and Technology Are Revolutionizing an Art Form», 2000) и «Создание комикса» («Making Comics: Storytelling Secrets of Comics, Manga and Graphic Novels», 2006). На русском языке «Понимание комикса» было выпущено в 2016 году издательством «Белое яблоко».

Книга Макклауда — это не просто «комикс о том, как понимать комикс», это уникальное, глубокое и объективное научное исследование комикса как самостоятельной и самодостаточной формы искусства, его природы и сути, возможностей и особенностей. Прежде всего, в своей работе Макклауд пытается дать определение комиксу, проследить его исторические корни, опровергнуть укоренившиеся стереотипы о «рисованных историях», а также найти ответ на следующие вопросы: почему же искусство комикса так важно и почему мы должны так стараться понять комикс?

Макклауд предстает главным героем своей книги и на протяжении девяти глав неотрывно сопровождает читателя, делится с ним своим опытом и размышлениями о роли и значении комикса, о взаимосвязи времени и движения, изображений и текста, о вовлечении и участии читателя, о психологии стилей, цвета и линий. Эти и другие непростые темы и вопросы, затронутые в работе Макклауда, представлены простым, доступным языком и подкреплены выразительными иллюстрациями и рисунками. Каждая линия, каждое слово, каждый кадр и каждая страница служат единой цели — показать безграничный потенциал комикса, заставить читателя в целом изменить отношение к этому виду искусства и побудить его к самостоятельным исследованиям в этом направлении.

Действительно, каждому человеку, неравнодушному к такому виду искусства, как комикс, хотя бы однажды приходилось слышать подобные высказывания: «Это же книжки для детей! Зачем ты тратишь на них свое время?», «Тебе пора повзрослеть и начать читать серьезную литературу!», «Снова рассматриваешь свои картинки? Это же несерьезно! Тебе не кажется, что ты слишком взрослый для этого?» и т. п. Более того, как справедливо отмечает Макклауд, для многих само слово «комикс» стало ругательством, символом малограмотности и деградации общечеловеческой культуры. Именно развенчанию мифов и стереотипов о комиксе посвящена первая глава книги. Здесь же Макклауд говорит о различиях комикса и анимации, старается дать определение комиксу и найти его истоки, а также погружает читателя в историю изобразительного искусства.

Вторая глава книги посвящена рассуждениям о карикатуре. Автор задается вопросом: почему на карикатуру люди реагируют сильнее, чем на реалистичное изображение? Обдумывая ответ на этот вопрос, Макклауд приходит к любопытным выводам и выделяет наиболее характерные черты карикатуры. В этой же главе автор рассказывает о феномене «не визуальной самоидентификации», говорит о значении образов и символов и даже представляет карту вселенной комикса.

В третьей главе Макклауд рассматривает «эффект достраивания» и подробно останавливается на его роли и значении не только для комикса, но и для других форм искусства. Кроме того, автор представляет разработанную им классификацию межкадровых переходов: Макклауд выделяет шесть видов таких переходов — от перехода «тема-тема», который почти не требует от читателя достраивания, до перехода, названного автором «околесица», когда между кадрами невозможно установить какие-либо логические связи. Макклауд анализирует американские («Люди Икс» Клэрмонта и Ли, «Дональд Дак» Баркса, «Фрэнк в реке» Вудринга, «Договор с богом» Айснера), европейские («Астерикс» Госинни и Удерзо, «Долгое завтра» О’Бэннона и Мёбиуса, «Манхэттен» Тарди, «Черный остров» Эрже), и японские комиксы («Акира» Отомо, «Киборг 004» Исиномори, «Феникс» Тэдзуки, «Отец и сын» Хаяси и Осимы), пытаясь выяснить, какие из видов межкадровых переходов используются авторами комиксов чаще всего. Полученные им статистические данные позволяют говорить не только о фундаментальных отличиях американского/европейского и японского
комиксов, но, в первую очередь, о различии самих подходов к их созданию, на что, по мнению автора, главным образом влияют культурные особенности Востока и Запада.

В следующих главах Макклауд рассуждает о времени и движении в комиксе, рассказывает о кадровых рамках, спидлайнах, текстовых баллонах, звуковых эффектах, типах линий и воздействии, которое они оказывают на читателя. Автор подробно останавливается на вопросе взаимосвязи и способах взаимодействия текста и изображений в кадре и представляет основные типы их комбинаций. Далее Макклауд описывает этапы создания «любого произведения любой формы искусства», в том числе и комикса, и переходит к рассуждениям о значении цвета в комиксе, существенных различиях черно-белого и цветного комиксов, их достоинствах и возможностях, которые они предоставляют авторам.

В заключительной главе Макклауд подводит итоги проведенного им исследования, в очередной раз упоминает о поистине безграничных перспективах комикса и огромных возможностях, предоставляемых им авторам и художникам, главная из которых — «шанс быть услышанным по всему миру без страха и компромиссов», и выражает свою убежденность в том, что комикс еще не перешагнул пик своего расцвета и его ожидает поистине невероятное и захватывающее будущее.

«Понимание комикса» — это книга, которая дает ответы не только на самые простые и очевидные вопросы, неизменно возникающие, когда заходит речь о комиксе как одном из видов искусства, но и на те, которые каждым из нас угадывались лишь интуитивно и не были выражены словами и произнесены вслух. Ведь мы действительно редко задумываемся над тем, как нам удается составлять отдельные картинки в единое целое, угадывать их смысл, правильно толковать задумку автора и какие механизмы оказываются при этом задействованными. Книга Макклауда развеивает магический ореол, окружающий комикс, однако читатель не чувствует себя несчастным оттого, что ему были раскрыты все тайны закулисья, а, наоборот, заставляет комикс в его глазах заиграть новыми красками, подобно бриллианту в солнечных лучах, и подвигает на путь собственных исследований. Познакомившись с работой Макклауда, становится трудно смотреть на комиксы прежним взглядом, она будто поднимает читателя на новый уровень, переводит его через черту, переступить обратно которую уже невозможно.

В одном из интервью Макклауд отмечал: «Когда я работал над “Understanding Comics”, я совершенно не понимал, кто будет читать эту книгу. Единственное, в чем я был уверен, во что я верил — это вероятность того, что с помощью моей работы другие люди полюбят комиксы так же, как их полюбил я». Сейчас, когда с момента публикации работы Макклауда прошла почти четверть века, с уверенностью можно утверждать, что «Понимание комикса» нашло своего читателя и стало
настольной книгой для тысяч людей: для тех, кто создает комиксы — художников, сценаристов, писателей, графиков, колористов; для тех, кто черпает из нее вдохновение — кинематографистов, искусствоведов, специалистов в области коммуникационных технологий и представителей многих других творческих профессий; и, конечно, для тех, кто стремится узнать о комиксе как можно больше и научиться лучше понимать его — обычных читателей, любителей и ценителей этого самобытного вида искусства.

© Е.Галяткина