«День революционера» Д. Мацумото

Дзиро Мацумото создал пять рассказов. Издатель объединил их в один томик и назвал «День революционера». Читателю остается лишь ознакомиться и признать все пять историй слишком жестокими, подачу — отвратительной едва ли не на физиологическом уровне, поднимаемые проблемы — слишком гротескными. Слишком много «слишком», однако это участь произведений «не для всех». Если действительно хотите понять, о чем пишет Дзиро, то выбросьте мысль прочесть за вечер и поставить книгу на полочку. Придется поломать голову и вглядеться в детали. Ах да, сюжет действительно жесток, методы подачи вызывают отвращение, а гротеск поселился здесь прочно, но так и надо, и вот почему.

Пять рассказов — пять историй. Никакого сквозного сюжета. Первые две выполнены в стиле «1984» Оруэлла — антиутопии с тоталитарным обществом социалистического толка, далее «мистический вестерн», напоминающий старый добрый наркоманский приход, вампирские будни, будто вышедшие из-под пера Асано Инио, и, наконец, «историческая притча», выросшая из желания автора нарисовать батальный разворот.

Как становится ясно из описания, не все истории получились ровными. «День революционера» и «День революционера 2» — флагманы сборника. Выпестованные, глубокие, с интересным подтекстом. В наше непростое время (хотя когда оно было простым?) неожиданно актуальные истории. Они как бы показывают варианты того, где ты, дорогой читатель, можешь оказаться во время тоталитарного режима. Будешь бороться с властью — сойдешь с ума от постоянного страха или же получишь пулю при задержании. Жизнь по принципу «моя хата с краю» будет долгой и даже счастливой, только пустой. Наконец, можно стучать на всех подряд, маршируя в ногу под бой пионерских барабанов. Но и здесь есть свои минусы, хотя, конечно, паек получше и очереди покороче.

О «Ведьме пустошей» толком ничего не скажешь — действительно мистика, дикий запад, неожиданная концовка и много анатомических подробностей. Если в первых двух рассказах секс использовался для придания реалистичности, то здесь это скорее перфоманс, попытка ошарашить читателя. Происходящее сюрреалистично, но почему-то изрядно напоминает книги Чака Паланика. Все дело в используемых средствах, общей гадливости в описываемом сюжете. «Будни Такэямы» напоминает черную комедию, местами достаточно жизненную. Обычная история о буднях вампира, который честно работает, не пьет кровь и влипает в неприятности из-за своей же простодушности. Замени главного героя на человека и получишь серые будни большинства из нас. Правильный завтрак, работа, телевизор, треп с соседями…

Зато «Сказание о бегстве пехотинцев» получилось. По признанию самого Дзиро, история выросла из желания нарисовать батальное полотно, но разрослась до притчи про милосердие. Дезертирство двух крестьян из армии получше многих буддистских гуру иллюстрирует, как работает карма. Юмор присутствует. Конечно же, черный. А также сцены расчленения, изнасилования и прочие атрибуты средневекового военного времени по версии автора.

В каждом рассказе есть достаточно простая мысль, скрытая за подачей, вызывающей чувство гадливости. Однако без оного повествование перестало бы работать. Нужно вывести читателя на определенный настрой, эмоции, а уже после бросать в благодатную почву зерна смысла. К сожалению, работает такая схема при условии, что отвращение не заставляет отложить книгу подальше и никогда к ней не возвращаться.

Первые две истории визуально нарочито небрежные. Характер каждого персонажа можно «прочесть» по рисунку. При этом сцены секса почему-то детализированы намного лучше всего остального содержания. Остальные рассказы более аккуратные, хотя стиль автора угадывается в них безошибочно. Обратите внимание на обложку — ее рисовал тот же человек. Разительное отличие от всего, что найдете внутри.

По итогу перед нами то, что принято называть туманным словом «альтернатива». Цинично, чернушно, местами смешно и, безусловно, не лишено смысла. Каждый сам для себя решает, насколько натуралистичные сцены и общая жестокость способны отпугнуть от прочтения. Дзиро Мацумото мастерски работает с малым жанром — вот что главное.

© Ю.Гламаздо