«Давным-давно в планету ударилось астральное тело, несшее семя жизни. То был Первый Удар, также известный как Великий Удар. Тело обратилось в космическую пыль, из которой позднее образовалась Луна. Но она сохранила в глубине семя жизни — Лилит. Однако у Земли было свое семя жизни — Адам. Адам породил одиннадцать Ангелов — двенадцать, если считать его самого. Еще одного, тринадцатого Ангела породила Лилит. Этого Ангела не должно было появиться на Земле…»
2015 год. Большая часть человечества стерта с лица Земли в результате Второго Удара 2000 года. Антарктика утопает в кровавом океане. Земля обожжена и бесплодна. Мир, едва оправившийся от потрясений, с ужасом ожидает новых трагических событий, предсказанных Свитками Мертвого моря, — пробуждения сверхъестественных существ, называемых Ангелами, и наступление Третьего Удара. Правительства стран разрабатывают оружие, которое было бы способно уничтожить Ангелов. Наибольших успехов в этом добилось Специальное Агентство ООН «Nerv», ранее известное под названием «Gehirn». Им были созданы Евангелионы (сокращенно — «Евы»), человекоподобные биомеханические роботы, управлять которыми способны лишь некоторые подростки, именуемые «Детьми». Однако все происходящее является частью плана тайной организации «Seele», которая незримо управляет миром и стремится любой ценой воплотить Проект Совершенствования Человечества.
Главного героя, 14-летнего подростка Синдзи Икари, вызывает в город-крепость Токио-3 его отец, Гендо Икари, глава организации «Nerv», который еще в раннем детстве оставил своего сына на попечении родственников и до настоящего момента не проявлял желания наладить с ним отношения. Оказавшись в «Nerv», Синдзи узнает, что является Третьим Дитя и что ему суждено стать пилотом одного из Евангелионов — Евы-01. Теперь Синдзи предстоит сражаться за право существования человечества, постараться предотвратить Третий Удар, а также открыть для себя не только секреты своей семьи, друзей и окружающих людей — Аянами Рэй, Первого Дитя и пилота Евы-00, Аски Сорью Лэнгли, Второго Дитя и пилота Евы-02, Тодзи Судзухара, Четвертого Дитя и одноклассника Синдзи, Мисато Кацураги, оперативной командующей «Nerv», Рицуко Акаги, главы научного отдела «Nerv», Рёдзи Кадзи, двойного агента, — но и те мрачные тайны, которые тщательно скрываются от всего человечества.
Над мангой «Евангелион» Ё. Садамото работал на протяжении 18 лет, с 1995 по 2013 годы. Изначально манга публиковалась частями в журнале «Shonen Ace», а впоследствии была выпущена издательством «Kadokawa Shoten» в виде 14 отдельных томов. В октябре 1995 года студия «Gainax» представила первые серии аниме-сериала «Евангелион» (международное название — «Neon Genesis Evangelion»; режиссер — Х. Анно), которые стали экранизацией первого тома манги. Второй и начало третьего тома манги публиковались параллельно с выходом сериала, однако остальные тома развивались уже под его влиянием и были изданы после его завершения. Кроме того, на основе аниме-сериала в 1997 году студией «Production I.G.» под руководством Х. Анно были созданы два полнометражных фильма — «Евангелион: Смерть и Возрождение» («Evangelion: Death and Rebirth») и «Конец Евангелиона» («The End of Evangelion»). Первый из них представляет собой реконструкцию 24 серий оригинального сериала, второй заменяет собой 25 и 26 серии.
Однако популярность «Евангелиона» продолжала возрастать бурными темпами, и в 2006 году в одном из номеров японского аниме-журнала «Newtype» появилось сообщение о том, что в следующем, 2007 году будет выпущена новая киноверсия аниме-сериала 1995 года — «Rebuild of Evangelion», в состав которой войдут четыре анимационных фильма: «Evangelion: 1.0 You Are (Not) Alone», «Evangelion: 2.0 You Can (Not) Advance», «Evangelion: 3.0 You Can (Not) Redo» и «Evangelion: 3.0+1.0». Первые три фильма были выпущены в 2007, 2009 и 2012 годах соответственно и являются альтернативным пересказом аниме-сериала 1995 года с добавлением новых сцен, обстоятельств и персонажей. Выход последнего фильма, в котором режиссерами планировалось представить новую концовку истории, изначально был запланирован на 2015 год, однако производство кинокартины было отложено на неопределенный срок из-за участия режиссера Х. Анно в работе над фильмом «Годзилла: Возрождение». В апреле 2017 года Х. Анно заявил, что работа над картиной была вновь возобновлена.
Если постараться сравнить мангу Ё. Садамото с одноименным сериалом и его киноверсиями, то можно обнаружить множество отличий между ними. Так, в работе Садамото читатель найдет целый ряд сцен, которые отсутствуют в сериале и фильмах. Например, в манге подробно рассказывается о прошлом Рёдзи Кадзи и причинах, побудивших его стать шпионом, об участи Пен-Пена, теплокровного пингвина Мисато, о судьбе матери Аски; раскрывается тайна того, кем на самом деле был возведен город-крепость и почему Ангелы нападают только на Токио-3, а также представляются воспоминания Синдзи о детстве и дополнительные сцены его встреч с Рэй и Тодзи, которые раскрывают героев с новой стороны. И, наоборот, в сериале и фильмах содержатся эпизоды, которые не были включены в мангу. К примеру, в сериале есть сцена, где Аянами дает Синдзи пощечину из-за его слов об отце, а также сцена встречи в баре Кадзи, Мисато и Рицуко, которые предаются воспоминаниям о днях своей молодости, и сцена, в которой Синдзи помогает Кадзи выращивать арбузы. Внимательным читателям и зрителям удастся заметить и то, что в манге и сериале по-разному представлены эпизоды знакомства с Аской, Каору (Пятым Дитя), первая встреча Синдзи с Рицуко, а также то, что были изменены количество Ангелов (в сериале их 17, в манге — 12) и сцены сражений с ними, оружие Евангелионов и даже логотипы организаций «Nerv» и «Seele». Однако наибольшие различия будут найдены в представлении финальных эпизодов. Заключительные сцены манги, сериала и киноадаптаций — это совершенно разные истории, между которыми нет ничего общего, что становится совершенно очевидно, если сравнить, к примеру, финал манги и фильм «Evangelion: 3.0 You Can (Not) Redo».
Для Х. Анно работа над аниме-сериалом и его киноверсиями стала началом долгого и трудного пути преодоления ощущения собственной беспомощности, опустошающего одиночества и глубокой депрессии, затянувшейся на четыре года. Поэтому совершенно естественно, что он наделил главного героя своими чувствами и переживаниями. В его представлении Синдзи Икари — это мальчик, который страдает от жестокости внешнего мира и не способен разобраться даже в самом себе; мальчик, который устал снова и снова убегать от проблем и ненавидит себя за то, что не может поступать иначе; это мальчик, который испытывает глубокое отчаяние и желает лишь одного — отгородиться от всего мира, чтобы никогда больше не чувствовать разъедающую сердце боль и никогда больше — намеренно или случайно — не причинить ее своим близким.
Ё. Садамото представляет главного героя несколько иначе, поскольку основной темой его работы является мотив взросления. Для него Синдзи, прежде всего, борец, подросток, который, несмотря на все превратности судьбы — гибель матери, ненависть и жестокость отца, ежедневную близость смерти, тяжелый груз ответственности за будущее человечества, — учится быть взрослым и отвечать за свои поступки, познает правила этого несправедливого мира, полного боли и разочарований, обретает способность смело смотреть своим страхам в лицо и открывает для себя опьяняющее и несколько пугающее ощущение счастья. И этому мальчику, понимает читатель, Ё. Садамото искренне сопереживает и испытывает к нему неподдельную симпатию.
Принимая во внимание все достоинства и недостатки манги, аниме-сериала и его киноадаптаций, наиболее удачной, на мой взгляд, можно считать работу Ё. Садамото. Именно в ней наиболее глубоко и ярко раскрыты характеры и судьбы персонажей, представлены причины, заставляющие их поступать так, а не иначе, даны ответы на все без исключения вопросы, которые неизменно возникают при знакомстве с мангой, чего нельзя сказать об аниме-сериале, в котором события представляются довольно хаотично, а авторы не беспокоятся о том, удалось ли зрителю разобраться в происходящем, и не трудятся давать ответы на многие важные вопросы. Даже финал манги, не столь зрелищный и грандиозный по сравнению с некоторыми киноверсиями, логично вытекает из повествования и не вызывает у читателя чувства противоречия.
«Евангелион» — это работа, в которой за внешней маской постапокалиптической истории, наполненной отсылками к Библии и христианскими символами и повествующей о мире, населенном человекоподобными роботами и несущими гибель сверхъестественными существами, скрыты глубокие размышления Ё. Садамото о взрослении, любви и дружбе, поисках самого себя, сущности человеческой души, происхождении человека и судьбе человечества в целом. Несомненно, «Евангелион» стоит прочесть всем тем, кто ощущает, что потерял свой жизненный путь, кто утратил веру в собственные силы и не видит впереди выхода, затем, чтобы, пройдя вместе с героями через нелегкие испытания, принять себя именно таким, какой есть, и обрести гармонию с самим собой.