Меня не оставляет чувство, что в мире комиксов существует заговор, и вот почему. Зайдите в любой специализированный магазин и приглядитесь к ассортименту. Целые горы супергероики, парочка космоопер, сюжеты о подземельях и драконах, адаптации классики научной фантастики… Чего-то не хватает. Например, реалистичных произведений. Чтобы без «фокус-покуса» и трусов поверх лосин. Не подумайте — я большой фанат фантастики, но она приедается. Как это ни странно, проще найти мангу с хорошей историей «за жизнь», чем западный комикс. Может быть, без «рюшечек» сложно создать увлекательный сюжет и интересных персонажей? Как бы не так! Именно это с блеском доказывает нам Энтони Джонстон.
Германия, 1989-й год. Берлинская стена вот-вот падет, на улицах вспыхивают народные волнения. В разделенном городе растянули свои сети разведки многих стран. Лоррейн Бротон, британскую шпионку, посылают расследовать смерть агента МИ-6, обладавшего важнейшей информацией — списком всех шпионов, находящихся в Берлине. Однако у трупа списка не оказывается.
Комикс сразу заходит с козырей, на первых же страницах показывая кинематографичную картину убийства и аналог вступительных титров. Ощущение, что смотришь фильм, захватывает и не отпускает до самого конца. Достигается это в первую очередь интересно взятыми ракурсами, которые привычнее видеть в кино. Работа Сэма Харта поистине поражает. Перед нами черно-белый рисунок, подстраивающийся под конкретные сцены. Угловатый и грубый, он чаще показывает силуэты, чем детали. Если в панели есть предмет, значит, он нужен для раскрытия персонажа. Будто перед художником стояла задача не изобразить ни одной лишней детали. Но при этом комикс изобилует крупными планами, а глаза дознавателя будто бы смотрят в душу читателю. Такому человеку выложишь все как на духу.
Сюжет подается в двух временных потоках. Старый добрый прием, когда главный герой рассказывает на допросе свою версию событий. Интересно здесь место читателя — вы будто оказываетесь рядом с дознавателем, пытаясь разгадать шпионскую интригу самостоятельно. Ваши «коллеги» будто бы знают чуть больше и скрывают детали как от вас, так и от допрашиваемой. Детали, везде разбросаны зацепки, подсказки. История то слишком гладкая, то, наоборот, лишается фундамента. Психологические портреты действующих лиц постоянно меняются, обретая глубину и законченность.
Работа с персонажами проделана очень тонкая. Временами невольно вспоминаются рассказы о войне, когда наступает временное перемирие и вчерашние враги пьют вместе, чтобы завтра вновь оказаться по разные стороны баррикад. Полное отсутствие полярностей. Хороших и плохих нет, как нет «своих» и «чужих». Каждый сам за себя, служит тем, от кого может получить наибольшую выгоду. И, конечно же, пресловутые детали. Французский шпион постоянно вставляет словечки родного языка, британец недоволен работой с женщиной, американец ищет союзников, соглашаясь на компромиссы, и только советский Иван предпочитает радикальные меры решения проблем. Именно советские шпионы получились наиболее «клюквенными». КГБ, будто незримая сила, убирает со своей дороги нежелательных людей и имеет по паре своих «засланных казачков» в стане противника.
Каждый, кого вы увидите на страницах комикса, может оказаться двойным агентом. Никому нельзя верить. Атмосфера паранойи витает в воздухе. И да, здесь практически нет экшена. На удивление, такое решение выглядит логично. Шпионы работают головой, а не палят из пистолетов в центре враждебно настроенного города. Даже редкие сцены боевых столкновений не превращаются в долгую перестрелку. «Самый холодный город» — это, прежде всего, детектив, шпионский триллер. Об этом не стоит забывать. Вам предлагают загадку, а не боевик 90-х.
У меня были все шансы пропустить этот комикс из-за фильма, чей трейлер не вселял надежды на умный и интересный сюжет. В итоге подкупил визуальный черно-белый стиль Харта. Видимо, Провидение все же существует — это то, чего, как мне кажется, не хватает в череде современных комиксов. Не скажу, что концовка оказалась неожиданной, поскольку жанр детектива любит неожиданности, о чем не понаслышке знают все те, кто читал Честертона и Кристи. Общего впечатления сей факт не портит. «Самый холодный город» — филигранно выписанная шпионская история, красивая и кинематографичная.