В то время комиксы делали «пожилые мальчишки» для юных мальчишек.
Пьер Кристен
Подумать только — десять лет назад в России толком не было комиксов. Издавали разрозненные истории про Человека-Паука, без последовательности, надерганные из разных томов. Лицензии на мангу не окупались, читатели оставались без продолжений. Потом случились Нолан и кинематографическая вселенная Marvel, и закрутилось — издательства стали появляться как грибы после дождя, гики вылезли из укрытий, переводчики от сканлейта перешли на зарплату. В определенный момент на прилавках появились лауреаты престижных премий — «Коралина» Геймана, «Сказки» Уиллингхэма, «Маус» Шпигельмана. Поиск путей заработка денег киноделами и книгоиздателями пошел увлеченным читателям только на пользу. Да-да, до сих пор кино способно подстегивать потребительский спрос. Вполне возможно, что, не будь фильма, о Валериане и Лорелин широкая аудитория узнала бы еще не скоро. В данном случае не важно, какого качества получилась лента — это тема для отдельного разговора. Важно лишь то, что сейчас у меня в руках красивое издание классики франко-бельгийских комиксов в твердом переплете, со множеством дополнительных материалов. Остается лишь выяснить, за что у «Валериана» столько почитателей во всем мире и почему именно эта книга вдохновила таких мастодонтов, как Джордж Лукас и Люк Бессон.
Начиная с 1967-го года истории про Валериана печатались в журнале «Pilote». Главный герой является представителем человечества образца 2720-го года. Наука освоила перемещение во времени, все основные производства отданы роботам, а люди отдыхают, наслаждаясь трехмерными голографическими интерактивными фильмами. Но, как это часто бывает, стоит человечеству расслабиться — и приходит угроза. В данном случае изнутри: один из управляющих департамента «снов» («dream» в английской версии; обозначение тех самых интерактивных фильмов) затевает «встряхнуть» осоловелых жителей цивилизованных миров и натравливает на них кошмары, а сам отправляется в прошлое, чтобы познать магию. На его поимку отправляют Валериана, выдергивая из отпуска. Так, восемнадцать столетий назад, в погоне за злодеем герой встречает Лорелин, спутницу и боевую подругу… пока что.
Валериан представляет собой типичного авантюриста. Немного от Доктора Кто, немного от Индианы Джонса. Это не прямое заимствование, а, скорее, общая идея, летающая в воздухе. Лорелин — собирательный образ, состоящий из качеств, которые Пьер Кристен и Жан-Клод Мезье любят в женщинах. Она умна? Пожалуй, но в мире будущего знания доступны всем. Она авантюристка? Да, под стать Валериану. Лорелин невозможно не любить, подобно Элизабет из «Bioshock» или Мэг из «Скульптора». К тому же для 1967-го года образ сильного женского персонажа, не уступающего мужскому, был настоящим прорывом.
Парочка получилась колоритная. Дуэту предстоит побывать в разных временных отрезках, спастись в затопленном Нью-Йорке и исследовать дальний космос. От историй веет непринужденностью Саймака, пусть и без второго дня. Каждый рассказ навевает мысль «где-то я все это уже видел», однако в большинстве случаев приходится признать — Валериан и Лорелин появились намного раньше. Другие идеи просто живучи до невозможности. Утопия будущего, когда людям больше не нужно работать, в разных вариациях была описана несчетным количеством авторов. «Сны» — аналог телевизионных стен из «451 градус по Фаренгейту», а приключения эксцентричного путешественника во времени сейчас всем известны под названием «Доктор Кто».
И все же у комикса есть свое очарование. Он напоминает о детстве, когда хотелось быть отважным как Валериан. После прочтения множества фантастических книг происходящее не кажется чем-то новым? Ну и пусть. Зато читать интересно. Герои притягательны, им хочется сопереживать, их приключения по-настоящему увлекательны. Не стоит также забывать, что изначальная аудитория — дети. Потому на первый план выходят простые идеалы — любовь, отвага, смелость, ум.
Проще всего рисунок будет сравнить с «Астериксом и Обеликсом». Забудьте о соблюдении пропорций и реализме в изображении. Люди здесь — не более чем набор запоминающихся деталей: волевой подбородок Валериана, длинные рыжие волосы Лорелин, очки главного технократа. При этом фоны часто отличаются проработанностью. Например, затопленный Нью-Йорк легко узнать по архитектуре и памятникам. С чем-то придется мириться — рисунок отражает стиль своего времени, не давая ни на секунду забыть о тех годах, когда комикс издавался в оригинале.
Я бы хотел собрать все части этой истории для того, чтобы передать своим детям. Пусть читают — книги о добром и вечном не устареют, зато научат хорошему. Пусть развивают фантазию, пусть сопереживают героям, пусть влюбляются в Лорелин и берут пример с Валериана. Что остается взрослым? А ничего. Эти истории не для них. Хотя, может быть, если найти того самого, благополучно забытого под сарказмом, проблемами и ежедневной рутиной внутреннего ребенка да посмотреть его глазами… Попробуйте. Может, ему известно то, о чем забыли вы?