«Дом покаяния» П.Томаси

Мне кажется, что хоррор — один из самых сложных жанров для сценариста комиксов. Как бы то ни было, главная цель этого направления — напугать читателя, заставить обитающие на спине мурашки подвигаться вдоль хребта. Но разве можно напугать кого-то статичными рисунками? Даже нынешнему кинематографу с его обширным инструментарием удается провернуть подобное все реже. Зритель и читатель искушены. Мы видели самых разных монстров и чудищ, пережили ужасающие проклятия и жуткие мистические происшествия. Испугать современного читателя сложно, но некоторым это все-таки удается, как доказал своими «Ведьмами» С. Снайдер.

Таким же удачным образчиком хоррор-комикса я считаю «Дом покаяния» П. Томаси.

Это история Сары Винчестер, которая рано и практически одновременно потеряла дочь и мужа. Горе заставило ее отправиться к медиуму, через которого девушка получила наказ найти на западе США дом и перестраивать его до конца жизни, чтобы скрыться от сотен и тысяч призраков. Все дело в том, что Сара — вдова сына того самого Оуэна Винчестера, разработавшего легендарную винтовку. Духи тех, кого убили винтовки Винчестера, теперь охотятся за членами его семьи. Как минимум, в воображении Сары. В принципе, это весь сюжет — девушка, которая одержима идеей перестройки дома.

Многие критики сошлись в том, что в этом комиксе слабый сценарий и сильный рисунок. А рисунок действительно хорош. У меня было ощущение, что это смесь стилей двух режиссеров — Т. Бёртона и Г. Торо. Влияние первого часто видно в дизайне персонажей и общей мрачности произведения, а от второго комиксу досталась палитра и визуальные аллегории, которые заставляют невольно вспоминать «Багровый пик». Рисунок в «Доме покаяния» идеален для исполнения замысла авторов, о котором мы погорим чуть позже.

Несмотря на сильный рисунок, я не могу согласиться с критиками, признавшими слабость сценария, хотя при первом чтении я бы их и поддержал. Однако закрыв книгу, не можешь не обратиться к энциклопедии, чтобы узнать, откуда же Томаси черпал вдохновение. И как при чтении дополнительных материалов к комиксу «Фелл», узнав историю Сары Винчестер, получаешь небольшой шок от того, что основа для истории взята из реальной жизни.
На свете действительно некогда жила Сара Винчестер, потерявшая мужа и дочь. Она и правда пошла к медиуму и поверила всему тому, что он ей сказал. В итоге она начала перестраивать дом в Сан Хосе. Эта стройка закончилась только после смерти Сары, продлившись 38 лет. На это ушло все ее наследство и сбережения. Невероятные на тот момент 20 миллионов долларов плюс 1000 долларов ежедневного дохода. Дом этот существует и по сей день как памятник, вдохновляя не только Томаси, но даже такого монстра жанра, как Стивен Кинг.

На мой взгляд, не узнав этой истории, нельзя в полной мере насладиться комиксом. Главная цель Питера не заключалась в том, чтобы неукоснительно следовать биографическим фактам и достоверно рассказать о безумии Сары Винчестер. В угоду своему сюжету он изменил многие детали. Цель автора — приоткрыть ширму разума Сары. Томаси приглашает читателя разделить ее безумие. На мой взгляд, ему это удалось. При чтении я чувствовал давление проклятия, я разделил с Сарой ее страх перед мстительными духами, разделил ее скорбь об ушедших любимых. Томаси взял эксцентричную и помешанную богачку и превратил историю ее сумасшествия в нечто трогательное, даже поучительное. Вряд ли Сара нанимала исключительно убийц, не верится и в то, что она переплавляла пистолеты в молотки, да и пережила она землетрясение 1906 года на добрых 16 лет, а не умерла сразу после него. Однако все эти детали дарят безумию Сары некий смысл.

Это жутковатая книга. Замочная скважина в разум безумцев и убийц, которым приходится тащить на своих плечах бремя вины за свои преступления. Настоятельно рекомендую перед чтением ознакомиться с историей легендарного для Америки Дома Винчестеров в Сан Хосе, чтобы в полной мере оценить этот комикс, где сценарий сливается с невероятным рисунком, даря читателю еще один образчик качественного хоррора.

© Винсент Гуль