«Логикомикс: Поиск истины» А. Доксиадис, Х. Пападимитриу

«Логикомикс: Поиск истины» — первая в мире математическая монография, созданная в форме комикса. Его называют лучшей и определенно наиболее экстраординарной работой, посвященной жизни, творчеству и научным поискам знаменитого британского ученого и общественного деятеля Бертрана Рассела, внесшего значительный вклад в математическую логику, историю философии, педагогику, социологию и даже литературу (не многим известно, что в 1950 году этому выдающемуся ученому была присуждена Нобелевская премия по литературе). Такая высокая оценка графической новеллы вполне справедлива.

Авторами «Логикомикса» являются Апостолос Доксиадис, математик, писатель, переводчик, режиссер и автор интеллектуального бестселлера «Дядюшка Петрос и проблема Гольдбаха» (1992), в котором Апостолос рассказывает о весьма неординарном и невероятно одаренном ученом Петросе Папахристосе, посвятившем свою жизнь поиску решения проблемы Гольдбаха — одной из 23 кардинальных проблем математики, представленных Давидом Гильбертом в 1900 году; и Христос Пападимитриу, профессор теоретической информатики Университета Калифорнии (Беркли), обладатель множества наград за работы в области сложных вычислений и алгоритмизации теории игр, а также автор книги «Тьюринг: история об исчислении» («Turing: A Novel about Computation», 2005). Выходу в свет графическая новелла также обязана художнику и иллюстратору Алекосу Пападатосу, колористу Анни Ди Донне, контуровщикам Димитрису Каратзаферису и Тодорису Параскевасу и исследователю Анне Барди.

«Логикомикс» представляет собой самоссылающуюся книгу и содержит две тесно связанные сюжетные линии. Первая из них начинается 4 сентября 1939 года, в день, когда Великобритания объявила войну Германии. В этот день Бертран Рассел должен был читать лекцию «Роль логики в человеческих делах» в одном из американских университетов. Однако группа изоляционистов пикетировала вход в здание, требуя, чтобы Рассел, как «человек разума» и политический деятель, известный своими пацифистскими взглядами, присоединился к их протесту против вовлечения США во Вторую мировую войну. Ученому все же удается убедить протестующих пройти в аудиторию и выслушать то, что он собирается поведать. Однако, к немалому удивлению слушателей, их ждет не лекция на заявленную тему и даже не выступление в поддержку протестующих, а невероятный рассказ о жизни и философских поисках самого Рассела.

Так, вместе со слушателями мы сначала переносимся в детство ученого, проведенное в семейном поместье Пемброк-Лодж, узнаем о ночных кошмарах, преследующих маленького Берти, и открываем тайну трагической судьбы его семьи. Затем вместе с Расселом мы оказываемся в Кембриджском университете, знакомимся с первой женой ученого — Элис Перселл Смит, отправляемся в продолжительное путешествие по Европе и встречаемся с такими выдающимися математиками и логиками, как Готлоб Фреге, Анри Пуанкаре, Георг Кантор, Давид Гильберт, Фридрих Гёдель, Людвиг Витгенштейн и др. Здесь же Рассел знакомит нас с идеями и работами Вильгема Лейбница, Джорджа Буля, Джузеппе Пеано, Шарля Эрмита, Германа Минковского, Феликса Клейна и Рихарда Дедекинда, рассказывает историю создания своего главного труда — трактата «Принципы математики» (1910–1913), написанного совместно со своим близким другом, британским математиком, логиком и философом Альфредом Нортом Уайтхедом, и повествует о непростых периодах своей жизни.

Действующими лицами другой сюжетной линии являются сами авторы «Логикомикса», причем лишь одному из них, Апостолосу, известно о том, что они находятся внутри графической новеллы (Апостолос даже в шутку обращается к читателям с просьбой не рассказывать Христосу о том, что его «как бы снимает камера», чтобы он «вел себя более естественно»). Здесь показано, как авторы, прогуливаясь по окрестностям Афин, обсуждают нюансы будущей книги, рассуждают о знаковых событиях в жизни Рассела, о его идеях и работах, а также развивают предположение о взаимосвязи гениальности и безумия в личности ученых.

Графическая новелла Доксиадиса и Пападимитриу предъявляет немало требований к эрудированности читателя, поэтому, прежде чем приступить к чтению, стоит познакомиться с историей развития научной мысли в области математики, геометрии, логики и философии, иначе многое может остаться непонятым или же понятым превратно. Также не лишним будет знание античной литературы, исторических событий XX века, изобразительного искусства и творчества английских писателей и поэтов.

Одни, возможно, скажут, что «Логикомикс» представляет собой прежде всего биографию гениального и исключительно одаренного ученого Бертрана Рассела. В целом это замечание будет справедливым, поскольку сюжет новеллы действительно основан на биографии Рассела, хотя авторы честно сознаются в том, что при воссоздании жизни ученого им часто приходилось сокращать, упрощать, интерпретировать материал, а иногда — отступать от биографических фактов и даже выдумывать некоторые события, чтобы «придать повествованию большую связность и глубину». Другие будут отстаивать свою убежденность в том, что основной целью, которую преследовали авторы «Логикомикса», является представление идей о симбиозе гениальности и безумия (мысль о высокой цене гениальности Апостолос развивал еще в своем романе «Дядюшка Петрос и проблема Гольдбаха») и наследственности психических отклонений. И этим вопросам действительно уделяется немало внимания в новелле. Однако, не умаляя справедливости суждений ни тех и ни других, скажем, что в первую очередь «Логикомикс» посвящен проблеме иррациональности — иррациональности окружающего мира, иррациональности человеческих поступков и, конечно же, иррациональности войны, на что недвусмысленно указывают авторы, проводя аналогию между своей работой и тетралогией Эсхила «Орестея».

«Но почему же была выбрана именно форма комикса?» — задаемся мы вопросом вслед за Христосом. «Потому что это, — со страниц новеллы откликается Апостолос, — идеальная форма для историй о героях, стремящихся к великим целям!» — «Ну да! — в ответ скептически восклицает Христос (и мы вместе с ним). — От Дональда Дака до Бертрана Рассела, через Супермена!» — «Герои “Поисков” — люди, чья история захватывает. Страстные, страдающие. Фактически, они и есть супергерои!» И с этим доводом Апостолоса мы не можем не согласиться. Необходимо признать, что, форма комикса, во-первых, позволяет авторам в увлекательной форме представить сухой научный материал, который для большинства людей, не являющихся специалистами в области математики и логики, является непреодолимо сложным и даже пугающим, и с кажущейся легкостью поведать историю развития этих и смежных с ними наук в XX веке. А во-вторых — и в этом, пожалуй, состоит самое главное достоинство, — именно используя жанр комикса авторам удалось превратить героев новеллы в живых людей, обладающих своими слабостями и пристрастиями. Открывая «Логикомикс», читатель встречает самых разнообразных персонажей — мудрых или же безрассудных, серьезных или легкомысленных, вспыльчивых или сдержанных, мечтательных, порой забавных, но всегда страстно увлеченных тем, что они делают, — которым искренне хочется сопереживать и сочувствовать, с которыми хочется разделять все приключения и быть рядом в трудные минуты.

На русский язык «Логикомикс» был переведен и выпущен издательством «Карьера-Пресс» в 2014 году. Внутри книги, помимо увлекательной истории, читатели найдут послесловие от авторов, озаглавленное «“Логикомикс” и реальность», подробные комментарии и список рекомендуемой литературы для тех, кто хочет ближе познакомиться с историей развития математики и логики. На русском языке графическая новелла вышла в мягкой обложке, что многих привело в недоумение, поскольку такая объемная, серьезная и глубокая работа, несомненно, заслуживает того, чтобы быть изданной в твердом переплете. Однако более значительным и прискорбным недостатком русскоязычного издания является то, что во многих местах текст выходит за границы текстовых баллонов.

В конечном итоге работа Доксиадиса и Пападимитриу представляет собой увлекательную интеллектуальную новеллу, которая принесет немало удовольствия читателям, желающим познакомиться с удивительной судьбой не менее удивительного ученого Бертрана Рассела и его неутомимыми поисками истины, а также узнать о сложном и неоднозначном пути развития математики и логики, непримиримой борьбе научных работ и теорий, сущности гениальности и цене, которую за нее приходится платить. «Логикомикс» — это история о пылкой любви, страстном увлечении наукой, горечи неудач и радости новых открытий, история о попытках убежать от призраков прошлого и изменить предреченную судьбу.

© Е. Галяткина