Идея написать об этом комиксе пылилась в недрах редакции уже год. Выпущенный в 2015-м году комикс о Зимнем Солдате был проиллюстрировал Марко Руди — известными сюрреалистом, мастером стилизации под акварель и большим выдумщиком по части подачи истории через рисунок. За сюжет отвечает Алеш Кот, занимавшийся по большей части комиксами, далекими от большой двойки. Правда, на обложке есть еще одна фамилия. Некто Лэнгдон Фосс. Но, наверное, это какой-то помощник Марко Руди и его участия мы даже не заметим. Не заметим же, правда?
После смерти Ника Фьюри обязанности «Человека на Стене» переходят к Баки Барнсу. Нужно мотаться по всей вселенной, выявляя потенциальные угрозы для человечества и уничтожая их в зародыше. Один человек в нужном месте и в нужное время способен переломить ход истории, особенно если у него есть пушка. Помогает Зимнему Солдату Дейзи Джонсон, бывший директор «Щ.И.Т.» в бегах. Для любого другого человека подобная миссия сродни проклятию, но для Баки война никогда не заканчивалась, поэтому он все это воспринимает лишь как смену фронта. Остановить распространение межпланетного наркотика, сменить власть у инопланетной цивилизации, перекусить на отдаленной космической станции — будни «Человека на Стене». Но все накроется медным тазом, когда на горизонте замаячит синекожая принцесса, а из мультивселенной вернется старый враг.
Авторы не дают читателю передышки и сразу же бросают его в гущу событий. Пуля, выпущенная из винтовки с одной планеты и разбивающая кандалы на другой, задает тон всему повествованию. Старый добрый боевик с нереалистичными элементами, добавляющими крутости ради крутости. Пара опытных бойцов против всей вселенной — пусть избитый, но действенный прием. Первая треть проходит в череде схваток и объяснений: что же делает Зимний Солдат, почему и откуда он столько знает, чем это обернется для человечества, зачем ему нужен напарник, когда все это закончится… Многовато объяснений для боевика.
Эту часть благородно спасает рисунок, под который можно прочесть «Войну и мир». Дайте минутку посмотреть на разворот, и я готов читать дальше. Описать словами рисунок невозможно — его нужно видеть.
Заручившись всей нужной информацией, мы плавно переходим к основному сюжету о системе Мер Цэ Бау и принцессе, которая решила сменить политический строй. Именно здесь срабатывает бомба замедленного действия по имени Лэнгдон Фосс.
Лирическое отступление. При всей моей любви к работам Руди стоит признать, что комиксу присуш важный недостаток — художник увлекается сюрреализмом настолько, что сюжет просто тонет в рисунке. Порой от нагромождения образов становится совершенно не ясно происходящее, теряется нить повествования и остается только «как же прекрасно все нарисовано». А ведь перед нами все же художественное произведение, через которое автор пытается донести какую-то глубокую мысль. Видимо, именно поэтому определенную часть событий решили изобразить в ином стиле, с помощью художника, чей стиль для этого больше подходит.
Итак, Лэнгдон Фосс рисует в стиле роликов «How It Should Have Ended». Местами — чуть лучше, добавляя деталей и точнее прорисовывая анатомию, местами — один в один. При этом сюжет, который иллюстрирует Фосс, рассказывает трагическую историю сломанной судьбы ребенка, из-за войны потерявшего все и теперь живущего сражениями. Это самая глубокая и умная часть всего комикса, она показывает, что насилие порождает насилие и что разорвать этот замкнутый круг практически невозможно. Но всю атмосферу разрушает комичный рисунок. Особенно неуместно он выглядит на фоне соседних страниц, выполненных акварелью, отчего диссонанс еще больше увеличивается. Кому в голову пришла «гениальная» мысль совместить настолько непохожих художников в рамках одного произведения, не ясно. Персонажи, нарисованные в разных стилях, декорации, повествование — парад диссонанса для читателя. Поверьте — одного Марко Руди с его изображением прихода от местного наркотика хватает, чтобы надолго избавиться от тяги к сюрреализму и странным формам подачи истории. Когда же к делу подключается Фосс… Похоже, шутка зашла слишком далеко.
Весь комикс, как и эта рецензия, сумбурный. Интересные находки Марко Руди перечеркиваются вставками Фосса. Причем рисует Лэнгдон неплохо, но его стиль совершенно не подходит для данного сюжета. Ощущение убийственной мрачности, которое должна вызывать история, рассеивается в карикатурах на основных персонажей. Стильное и интересное начало перерастает в долгие объяснения, из которых неподготовленному читателю не все будет понятно. Как умер Фьюри, почему Дейзи в бегах, как она стала директором «Щ.И.Т.»? Это не история для человека, пришедшего из кинотеатра в книжный магазин, чтобы углубить знания о вселенной «Marvel». После прочтения сложно разобраться в своих ощущениях и понять, что это вообще было. Остается лишь разглядывать красивые картинки и как-то жить дальше…