«Pluto» N. Urasawa

«Плутон» основан на одной из историй, входящих в состав всемирно известной манги «Могучий Атом» («Астробой»), автором которой является знаменитый японский мангака, заложивший основы современных аниме и манги, — Осаму Тэдзука. Оригинальная манга Тэдзуки повествует о мальчике-роботе Атоме, который обладает невероятной силой и направляет ее на защиту человечества. В «Плутоне» читатели встретят уже знакомых по сериям Тэдзуки персонажей: мальчика-робота Атома, его создателя — доктора Тенму, ученого и главу Министерства Науки — профессора Отяномидзу, а также созданную им кибернетическую сестру Атома — девочку-робота по имени Уран. Даже если вы не знакомы с мангой «Могучий Атом» и ее героями, вы можете смело приступать к творению Урасавы, поскольку «Плутон» можно читать и как отдельное произведение — его сюжет целостен и самодостаточен.

Урасава старается как можно точнее пересказать сюжет созданной Тэдзуки истории под названием «Величайший робот на Земле», однако вносит в нее несколько изменений и в целом передает историю более динамично. Действие манги разворачивается в мире будущего, в котором роботы признаны полноправными членами общества и получили равные с людьми привилегии, что далеко не у всех вызвало бурный восторг: ненавистники роботов создали секту под названием «KR», сильно напоминающую печально известный «Ку-клукс-клан», которая ставит перед собой цель уничтожить всех когда-либо созданных роботов. Подавляющее большинство роботов составляют роботы-машины, однако некоторые из роботов по внешнему виду практически неотличимы от людей, что повергает в неописуемый ужас значительную часть человечества.

«Плутон» начинается как детективная история: Гезихту, роботу-агенту из Департамента Особых Расследований Европола, поручают расследовать серию загадочных убийств. Все они предположительно совершены одним лицом, поскольку почерк преступлений одинаков: жертвами становятся видные ученые и ярые защитники прав роботов, которые когда-то входили в состав особой исследовательской группы «Бора»; к их телам убийца прикрепляет подобия рогов (как впоследствии выясняет Гезихт, рога являются неотъемлемым атрибутом бога смерти в эпосах разных народов, в том числе в мифах Древнего Рима, где он был известен под именем «Плутон»); а на месте преступлений не удается обнаружить никаких улик, отпечатков или следов. Ситуация осложняется тем, что некто неизвестный объявляет охоту на роботов высшего уровня, в число которых входят Монблан — робот-гид в швейцарских горах, Норд №2 — военный робот, оснащенный передовым вооружением, Брандо — мировая суперзвезда боев без правил, Геракл — герой 39-й войны в Центральной Азии, Эпсилон — робот, использующий энергию фотона, уже известный читателю мальчик-робот Атом и сам робот-детектив Гезихт.

Вскоре Гезихту удается найти связь между всеми преступлениями, и он начинает подозревать, что они не могли быть совершены человеком. Но может ли робот быть причастен к убийствам? Может ли он восстать против своего создателя? Может ли он нарушить главный закон роботов, который гласит: «Робот не может убить человека или нанести ему вред» (одна из многих отсылок к произведениям Азимова)? Подобное случалось лишь однажды, 8 лет назад, когда роботу Брау-1589 удалось убить человека. Неужели история повторяется? Это и предстоит выяснить Гезихту.

Первые тома манги действительно отвечают всем требованиям детективного жанра, однако вскоре повествование выходит далеко за его рамки, превращая историю в драматичный триллер. Манга приобретает все большие масштабы, в нее вводятся новые персонажи и вплетаются новые сюжетные линии, проливающие свет на прошлое героев и его влияние на настоящее. Так, читателю рассказывается о 39-войне в Центральной Азии, которая, согласно официальной версии, произошла из-за отказа Республики Персия прекратить производство роботов массового поражения; открываются истинные причины вторжения солдат-«миротворцев» Соединенных Штатов Фракии в Персию и подлинные цели исследовательской группы «Бора», а также представляются итоги невероятного проекта эксцентричного ученого по созданию самого мощного робота в мире, который способен подвести человечество к грани уничтожения.

Работа Урасавы — это, прежде всего, размышления о будущем человечества и попытка дать ответ на вопросы, которые волновали многих писателей-фантастов XX века и становятся все более актуальными в нашем веке стремительного развития информационных технологий: смогут ли однажды роботы стать полноправными членами общества? Будут ли им доступны человеческие чувства и эмоции? Не превзойдут ли они по развитию самого человека? Не восстанут ли они против собственных создателей и не провозгласят ли начало новой эры, в которой не будет места человеку? Урасава изображает мир, в котором, хотя роботы уже заняли прочное положение, многие из этих вопросов не теряют остроты. Автор идет дальше и показывает, как роботы становятся неподконтрольными человеку, начинают развиваться самостоятельно и проявляют несвойственные им качества. Так, даже самые обычные роботы учатся испытывать чувства и выражать эмоции, приобретают способность видеть сны, остро чувствовать страдания окружающих людей (подобно девочке-роботу Уран), наслаждаться красотой музыки и природы (подобно роботу по имени Сахад, которому предстоит сыграть роковую роль в истории). Высшие роботы тоже все сильнее уподобляются людям: Монблан получает огромное удовольствие от пения и написания стихов и всегда готов прийти на помощь любому живому существу, Норд №2 тяжело переживает ужасы войны и пытается найти забвение в музыке, для Брандо единственным смыслом и утешением в жизни является семья, Атом способен испытывать самые тонкие оттенки чувств и самоотреченно заботится о своей сестре, Геракл терзается сомнениями и готов пожертвовать собой, чтобы расплатиться за ошибки прошлого; Эпсилон открывает приют для детей-сирот войны, чтобы избавиться от гнетущего чувства вины; Гезихт страдает от слишком явственных снов, пробуждающих в нем тревожные воспоминания, и отчаянно пытается понять, кем он является на самом деле. Ученых и создателей роботов все это, несомненно, воодушевляет, а обычных людей приводит в неподдельный ужас. Однако Урасава не представляет решения поднятой им проблемы, он лишь ярко и подробно обрисовывает ее читателю, оставляя его раздумывать над поставленными вопросами и самостоятельно делать выводы.

В «Плутоне» автор также развивает другую проблему — проблему отношений между создателем и его созданием, проблему ответственности создателя за свое творение. И делает он это, нужно признать, мастерски. Но ключевыми идеями, заложенными Урасавой в манге, являются идеи жестокости, абсурдности войны и бесплодности чувства ненависти. Свою первую мысль Урасава иллюстрирует множеством примеров, показывая, как война сломала жизни бесчисленного числа не только людей, но и роботов. Вторая представлена на страницах манги еще более прозрачно. Урасава представляет историю ученого по имени Абра, пожелавшего создать самого мощного робота на Земле. В искусственный интеллект робота были внедрены личности 6 миллиардов людей, однако он не был способен сделать между ними выбора и поэтому не мог пробудиться. Ученый все же нашел способ «оживить» робота: он решил ввести в него самые сильные, «экстремальные» человеческие эмоции — ненависть, ярость, печаль. Однако из этих эмоций, показывает Урасава, не могло вырасти ничего хорошего. Этим и множеством других подобных ему примеров автор подтверждает свою мысль о том, что ненависть не порождает ничего, кроме большей ненависти.

Неудивительно, что работа Урасавы была отмечена множеством наград и премий как на родине автора («Культурная премия имени Осаму Тэдзуки» (2005), специальный приз «Japan Media Arts Festival» (2005), премия «Seiun Award» в номинации «Best Comic» (2010)), так и в ряде других стран: во Франции манга выиграла премию «Международного фестиваля комиксов в Ангулеме» (2011) и приз «Association des Critiques et des journalistes de Bande Dessinée»; в Америке «Young Adult Library Services Association» и «School Library Journal» включили работу Урасавы в списки «Лучших графических романов для подростков 2009 года», а в 2010 году серия была номинирована на «Премию Айснера» и «Премию Харви». Полученные награды характеризуют Урасаву не только как талантливого автора, но и замечательного художника. Стиль рисунка манги приятен, даже несмотря на манеру автора изображать персонажей — практически всех людей, а иногда и роботов — с «греческими» носами, к которой, впрочем, быстро привыкаешь. Урасава использует мягкие, округлые линии, а детализированность природного и городского пейзажей по-настоящему потрясает. Кроме того, первые страницы томов раскрашены акварелью, что добавляет еще больше обаяния всей работе в целом.

В заключение — приятная новость для всех поклонников творчества Урасавы и тех, кто заинтересовался рассматриваемой сегодня мангой: совсем недавно на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси было объявлено, что «Плутон» получит экранизацию. Адаптацией манги займется анимационная студия «MAPPA», сценарий напишет сам Урасава, а первый трейлер аниме, которое будет состоять из 8 серий, можно будет увидеть уже в начале осени следующего года.

«Плутон» — интересная работа, с интригующим и тщательно проработанным сюжетом, неоднозначными, запоминающимися персонажами и, безусловно, с серьезной смысловой нагрузкой. Автор не просто предлагает читателю полюбоваться красивыми картинками и на несколько часов увлечься фантастической историей, а заставляет его размышлять, заставляет задуматься над картиной неотвратимого будущего и задать самому себе вопрос: «А так ли я человечен на самом деле?..»

© Е. Галяткина