«Человек-Паук: Полное издание» Т. Макфарлейн

Когда речь заходит о старых персонажах, чьи истории корнями уходят в шестидесятые годы, всегда интересно посмотреть, как все начиналось. Но все не так просто, как может показаться. Несмотря на популярность коллекции комиксов «Marvel», издаваемой «Ашет», и выходящих на Западе омнибусов с собраниями старых историй, они далеко не всем могут понравиться. Дело может быть или в рисунке — так уже не делают, или в приемах сценариста — так уже не пишут. Даже цветовое решение, продиктованное технологиями тех лет, может отвратить неподготовленного читателя от погружения в историю. Здесь на помощь приходят произведения вроде «Человек-Паук: Полное издание», где, с одной стороны, мало сюжетных элементов, которые могут устареть в принципе, а с другой — архаичный, но вполне приятный рисунок Тодда Макфарлейна, который придется по вкусу любителям «Спауна».

Питер Паркер, как обычно, разрывается между работой, молодой женой и ролью супергероя в маске. На этот раз его главным врагом станет собственная мысль: не плодят ли супергерои больше проблем, чем решают? Человеку-Пауку придется столкнуться с Вендиго, шаманом Вуду, Хобгоблином и другими злодеями, чтобы защитить людей, которых он отчасти сам поставил под удар.

Комикс состоит из обособленных сюжетов, которые можно воспринимать как самостоятельные истории. Они отличаются не только событиями, но и подходами к повествованию. Так, первая арка напоминает психоделическую «Ночь битв», а встреча с Вендиго ближе к журналистскому расследованию. Есть и схожие элементы — например, изрядная доля мистики. Это не всегда напрямую связано с чем-то сверхъествественным, скорее, сам тон повествования создает мистическое настроение. Так, окончательно свихнувшийся Хобгоблин не походит на свой прототип из фольклора, но сыплет отсылками к Библии как заправский сектант.

Тодд МакФарлейн подбирал героев и злодеев под свой стиль. Автор «Спауна» умеет работать со сверхъестественной составляющей и чувствует себя вполне свободно в рамках подобных сюжетов. Завязка каждой истории нагнетает саспенс, чтобы раскрыться конце красочной битвой и подвести к морали, спрятанной между строк. Помогает всему этому местный аналог закадрового голоса, будто таинственный рассказчик решил поведать нам историю о неизвестных ранее приключениях Человека-Паука.

С персонажами все не так однозначно. Комикс будто не ставит задачу раскрыть кого-то. Вы и так знаете Питера и Мэри Джейн, слышали о Призрачном Гонщике и Росомахе. Даже история происхождения сил Паука введена будто больше для галочки. Данный комикс — не лучший вариант для знакомства с персонажем. Однако кому оно, собственно, нужно? За последнее время было три перезапуска фильмов о Человеке-Пауке, а найти мультсериал девяносто шестого года не составляет проблем — большинство из нас знают и любят Питера Паркера и его приключения.

Сценарист отвечает и за рисунок, со всеми его плюсами и минусами. Здесь используется реалистичный стиль с карикатурным изображением второстепенных персонажей. Полицейские обязательно имеют по три подбородка и пузико, а Джона Джеймесон выдает в гневе невероятную для человека мимику. Работу с пропорциями нельзя назвать удачной. Большинство персонажей выглядят так, будто имеют рост больше двух метров. Особые проблемы вызывают сцены перемещения Человека-Паука — непонятно, как тело вообще может принимать подобные позы. Сделав скидку на возраст, можно сказать, что рисунок до сих пор способен удивить проработанностью деталей и интересными фонами.

Это комикс для фанатов героя. Для тех, кому не хватило «Паучьих миров», «Совершенного Человека-Паука» и «Современного Человека-Паука». С другой стороны, комикс подойдет и любителям старых сюжетов о персонаже, когда не было Слотта, а Питер Паркер был вечным студентом с финансовыми проблемами. Книга прекрасно смотрится на полке как коллекционный экземпляр да и стоит намного дешевле зарубежного издания. Твердый переплет, увеличенный формат, дружелюбный сосед Человек-Паук в лучшие годы — что еще нужно для покупки?

© Ю. Гламаздо