Перезапуск «Зеленой Стрелы» в рамках проекта «The New 52» вышел, мягко говоря, неудачным. Что уж там было в этих шестнадцати номерах, разбирать не будем — времени жалко. То, что хорошие отзывы о старте серии найти сложно, и тот факт, что в России серия выпускается не с начала, говорит о многом. После шестнадцати номеров за дело взялась творческая команда, состоящая из Джеффа Лемира и Андреа Соррентино. Решение довольно «интересное», ведь Лемир работал над «Темной Лигой Справедливости» и «Джоном Константином», которого ненавидят все фанаты персонажа. Соррентино, в свою очередь, обладает неоднозначным визуальным стилем. Его рисунок состоит из множества интересных нюансов и находок, которые, однако, далеко не всем приходятся по нраву. Что из этого получилось? Давайте посмотрим.
Компания Оливера Квина на грани разорения. Мистер Эмерсон, управляющий финансовыми делами, выпадает из окна, пронзенный стрелой. В убийстве обвиняют Оливера, потому что… он в этот момент находился в кабинете. Видимо, судмедэксперты не заметили входного отверстия от стрелы в спине. Теперь Зеленой Стреле предстоит очистить доброе имя Квина, попутно распутать обстоятельства смерти отца и познакомиться с таинственной группой людей, поклоняющихся древнему оружию.
Для начала посмотрим на персонажа. Здесь у нас лук, стрелы и умение драться — на этом все. Типичный street-level герой, которому впору бороться с преступностью на улицах родного города и растрачивать миллионы на благотворительность. Зеленую Стрелу принято сравнивать с Хоукаем, поскольку герои используют схожее оружие, однако в данном случае на ум скорее приходит Железный Кулак — сирота с кучей денег, исчезнувший на время, но выживший. Если принять во внимание изрядную долю мистики от Лемира в данной серии — сходство налицо. Есть, правда, одно «но»: Железный Кулак изначально задумывался как персонаж «с чертовщинкой». Вся эта «Ци», сражения с драконами, монахи в городе, которого нет, — базис персонажа диктует определенных врагов и определенное окружение.
Потому бессмертные колдуны смотрятся для сюжета как третья нога. К тому же если их выкинуть, то все становится лучше. Оливера Квина подставляют ради удешевления акций — чем не тренд современности? Вместо этого главному герою нужно найти некий артефакт да еще попутно превратить комикс в мексиканский сериал с выпрыгивающими из кустов родственниками. Неожиданных сюжетных поворотов не так много. Иногда сам главный герой настойчиво намекает, что сейчас его попытаются обмануть и это, возможно, даже будет сопряжено с риском для жизни.
Интересно отметить, что к концу рана Лемир возвращается к теме войны банд. Персонаж, скрывавшийся в тени основного действия две трети истории, выходит на первый план и оказывается самым харизматичным из всех злодеев серии. У него есть мотивация, он знает, как нужно действовать, и, главное, он стильно побеждает каждого, кто встает у него на пути. Во многом «стиль» обеспечен работой художника, но об этом позже.
Со второстепенными персонажами творится нечто странное. Совершенно очевидно, что некоторые из них перекочевали из ранних выпусков перезапуска. От половины персонажей Лемир избавляется в первом же номере… Зато появляется Джон Диггл — человек, на которого наплевать. Дело в том, что раскрыть бравого вояку катастрофически не успевают. Просто не хватает времени. Видимо, вписать его нужно было под сериал, как и фразы «Я подвел этот город» и «На острове я стал кем-то другим». Однако там, где пара невинных фраз смотрится фансервисом, целый персонаж, который еще и начинал с Оливером с «Нулевого года», по версии Лемира, пришит белыми нитками.
Ладно бы в этом мире не существовало «Хоукая» Фрэкшна или «Сорвиголовы» Уэйда — можно было бы простить сценаристу странности сюжета, не вписывающиеся в концепцию персонажа. Действительно, враги, вооруженные только щитами, смотрятся очень грозно. Или клан воинов, использующий только топоры, — никакие пистолеты не нужны. Это и есть враги, которых нужно бояться? К тому же перед нами интереснейшая история превращения из избалованного мальчика во взрослого мужчину, как это было с Тони Старком, но только от «DC».
Но ведь у меня на столе сейчас лежит свеженький том именно этой серии, изданный «Азбукой». Если так плох сюжет, персонажи не раскрыты, а мексиканский сериал лезет со страниц — что может заставить купить книгу? Конечно же художник! Андреа Соррентино — один из тех творцов, которые способны вытянуть практически любую серию. Сложно назвать его просто «художником». Здесь он выступает и в роли арт-дизайнера, и в роли постановщика трюков, и в роли оператора. Каждая боевая сцена отражает особенности враждующих сторон. Граф Вертиго, используя свои способности, будто раскалывает мир противника, Ричард Дракон находит сильные и слабые стороны оппонента — все это представлено максимально лаконично, но понятно. Воспоминания разных персонажей показаны совершенно по-разному. Шадо — японские мотивы в рисунке, будто тушью изображают сцены на грубом, желтоватом свитке; Диггл — грубое изображение на картонных коробках. Выглядит так, будто художник отчаянно пытается залатать дыры в сценарии, раскрывая персонажей через свое искусство.
«Зеленая Стрела» не одинок. Компанию ему составляют «Электра», «Баки Барнс: Зимний Солдат» и прочие произведения, где откровенно средний сюжет компенсируется отличной работой художника. Позже, работая уже на «Marvel», именно Лемир и Соррентино вполне неплохо возродят старика Логана, но это будет совсем другая история.