«Призрачный мир» Д. Клоуз

Когда мы думаем о жизни в Америке, то представляем Нью-Йорк, шумный, страдающий хронической бессонницей, или какой-нибудь город на берегу океана, где всегда тепло, на заднем дворе каждого домика есть бассейн, а соседи приходят знакомиться с новоприбывшим жильцом, принося лазанью или домашнее печенье. Такой образ складывается из кинематографа, и в него хочется верить. Но вот Кинг описывает другую Америку — штат Мэн, где господствуют едва ли не племенные обычаи, а в лазанье может оказаться крысиный яд. Или вот, к примеру, Клоуз…

Если вкратце, то комикс представляет собой восемьдесят с небольшим страниц диалогов между Энид и Ребеккой, которые, вместо того чтобы поступить в колледж, решили пожить в свое удовольствие. Только вот в маленьком городке нечем особенно заняться. Из развлечений только секс-шоп, пара кафе и перемывание костей окружающим, благо местный виварий способен удивить парой колоритных персонажей.

Городок читатель видит только с точки зрения девушек, а значит, и все его жители представлены через призму восприятия двух скучающих вчерашних школьниц. Каждую следующую страницу ждешь изменений, какого-то развития персонажей, сюжета — хоть чего-то, что развеет скуку бытия, однако ничего не происходит. Когда фортуна предоставляет шанс покинуть город, в него никто не верит. Дни проходят за днями, складываясь в недели и месяцы, но ничего не меняется. Секс, закусочная, разговоры, разговоры…

И вот в чем дело — все это не ошибка, не халтура автора — так и должно быть. Трагикомедия о болоте маленьких городков, из которых не уезжают, потому что не могут поверить в саму возможность это сделать. Ругают, скучают, смотрят с завистью на тех, кто смог вырваться, но сами ничего не делают. У Цвейга есть роман «Кристина Хофленер», повествующий о девушке, которая увидела жизнь, отличную от существования в маленьком городке, и заболела идеей выбраться. Так вот «Призрачный мир» — полный антипод этой истории.

Поддерживает идею и рисунок. Все в трех цветах — белом, черном, зеленом. Корявые лица, гипертрофированная мимика, выведенные на первый план отличительные особенности людей вроде заячьей губы, веснушек или слишком больших зубов. Причем скудность красок опять-таки не воспринимается как недостаток — только подчеркивает унылость повседневности. Еще один кирпичик в кладку ради описания жизни мещанства.

Даже шутки здесь с привкусом горечи. Автор проходится по самому себе — как его представляют окружающие, показывает местного астролога, священника-педофила, нашедшего выход в мастурбации на 3D-модели маленьких детей. Да, юмор крайне специфический. И тема не смешная. По большому счету в век интернета, доступной информации, технического прогресса кажется, что подобное существовать просто не может. Люди могут развиваться, не замыкаясь в своем болоте, путешествовать, переезжать, однако сама психология подобных мест не меняется. День проходит за днем, человеческая жизнь расписана от колыбели до могилы. По большей части вырываются либо нестандартные личности, либо те, кого заставили. У остальных есть место на кладбище — семейное, как правило. Как раз заканчивается срок повторного захоронения.

© Ю. Гламаздо