Сложно переоценить вклад «Тетради смерти» в дело популяризации аниме и манги, а через них — японской культуры в целом. Талантливый дуэт Цугуми Обы и Такэси Обаты создал мистический детектив, который сумевшил проложить дорожку к сердцам не только лояльных читателей, но и многих скептиков. После такого успеха кредит доверия к их следующей работе был колоссальный. Стоит признать — было на что тратить. «Бакуман» ничем не похож на «Тетрадь смерти»: манга написана в совершенно ином жанре да еще и в русскоязычном издании встречает словами: «В этот раз обойдемся без мистики», но ведь именно мистика придавала значительную часть очарования «Тетради».
Масиро рисует с детства, вдохновившись примером своего покойного дяди, известного мангаки, выпустившего, правда, всего один полноценный сериал. В школе он «серая мышь», влюбленная в одноклассницу Михо. Будущее кажется предопределенным: закончить школу, поступить в вуз, найти работу. Однако все меняется, когда рисунки Масиро находит отличник Такаги. Оказывается, даже у лучших в классе есть мечты, не связанные с желанием устроиться клерком на полную ставку. Такаги хочется быть автором манги, но он совсем не умеет рисовать. После долгих уговоров (не без помощи Михо) начинается творческий путь дуэта школьников под выбранным ими авторским псевдонимом «Асироги Мута».
Манга начинается как стандартная «история успеха», что, однако, чести ей не делает. Именно на начало тратится тот самый кредит доверия. Подростковая история, полная максимализма, громких слов и приторной любовной линии. Но со второго тома понимаешь — именно так все и задумывалось. Максимализм присущ неопытным подросткам — героям в начале истории как раз по пятнадцать, история любви — опять-таки дань возрасту, как и громкие слова. Совсем скоро авторы подкидывают нешуточные испытания для Масиро и Такаги, а читатель заинтригованно следит за происходящим.
В данном случае сложно выделить сценариста. Конечно же, большую часть работы проделал Оба — создал основные сюжетные линии и общую канву истории, однако, если взглянуть на биографии создателей, становится понятно, откуда взялись многие детали. Например, Обата был ассистентом известного художника, первая его значимая работа получила «Тэдзуки», да и поработать в должности руководителя мангак ему приходилось. Оба — не настоящее имя сценариста, а псевдоним. Богатый профессиональный опыт вложен в «Бакуман», что делает его не только интересной историей, но и кладезем полезной информации.
При всех достоинствах «Невидимого искусства» и прочих произведений-методичек МакКлауда они всегда остаются учебным пособием. «Бакуман» же раскрывает внутреннюю кухню издательства, образ жизни мангак и особенности их работы, вплетая все это в сюжет. С первых глав читателю рассказывают о зависимости размера панели от жанра, необходимых условиях для выпуска серии, основных наградах и премиях для начинающих авторов. Несмотря на большие объемы подобного материала, повествование не становится занудным. В центре сюжета остаются главные герои, а с течение времени к ним присоединяются не менее колоритные второстепенные персонажи.
По всем законам драматургии персонажи постепенно меняются под действием внешних факторов и внутренних принципов. С Масиро и Такаги все более-менее ясно — они дети, познающие мир взрослых. Однако меняются и взрослые вокруг них, причем далеко не всегда это связано с основной сюжетной линией или имеет к ней непосредственное отношение. Дело в том, что с каждым томом мир манги расширяется. Новые редакторы, новые соперники, которые становятся в каком-то смысле друзьями. Все выглядит логично. Люди приходят в индустрию по разным причинам, но чаще всего у них есть свой взгляд на творческий процесс и желание сделать нечто, что займет место в сердцах людей.
Через всю историю проходят четыре основных конфликта: внутриличностный, автора и редактора, автора и аудитории, автора и его окружения. Даже друг с другом мангаки скорее дружат, чем всерьез соревнуются. Читатели становятся врагами чаще, чем коллеги по цеху. Судьбу серии определяет популярность. Значит, едва ли не каждый номер истории должен шокировать. Иронично, что «Бакуман» достаточно долго разгоняется, беря за душу потихоньку, но когда осознаешь — остановиться невозможно.
Сюжет плотный. Есть ясно обозначенные цели дуэта, которые едва успевают надоесть, как тут же оправляются в тартарары умелым пером Обы. Дорога к экранизации лежит через тернии, которые далеко не всегда ребятам позволяют преодолеть. Манга в первую очередь показывает тяжелый труд, иногда опасный для жизни, ценность поддержки близких людей. Нельзя делать что-то вполсилы и жаловаться, мол, ничего не выходит. Всего этого много на один том. Успехи и неудачи, отношения с окружением, вставки полезной информации и снова тяжелая работа.
По традиции пару слов о рисунке. В целом — реалистичная манга-манера Обаты с небольшими искривлениями в юмористических сценах. Сравнивать особенно не с чем — «Тетрадь смерти» более проработана, однако написана в другом жанре. Местами картинка смотрится пустовато — хотелось бы больше проработанных фонов, однако общего впечатления это не портит. Крепкая работа, но без откровений.
Для кого эта манга? В первую очередь для тех, кто ценит реалистичные, жизненные сюжеты. Во-вторых, для тех, кому интересна «внутренняя кухня», которая снабжает нас непрерывным потоком новых историй. Наконец, для тех, кто пытается найти мотивацию в эти пасмурные осенние (летние, весенние, зимние) дни. Мы всегда будет восхищаться теми, кто, несмотря ни на что, продолжает идти к своей цели.