«Чудо-женщина» Б. Азарелло

Чудо-женщина — персонаж, незаслуженно недооцененный по нашу сторону Тихого океана. В постсоветском мире, если читатель и проникается симпатией к героям «DC», то безоговорочной любви удостаивается чаще всего Бэтмен. Супермена не любят за предсказуемость сюжетов и чрезмерную силу, а Диану просто не знают. Зря. Ведь именно Чудо-женщина из всей святой троицы «DC» создана осознанно, как послание, как пример. В отличие от Супермена, который прошел путь от лысого злодея до цветастой аллюзии на Христа, или от Бэтмена, собранного на коленке ради наживы за одну ночь из образов, оказавшихся под рукой, амазонка должна была стать моделью того, какими автор видел женщин будущего, женщин новой формации.

Мое знакомство с Дианой Принц началось благодаря комиксу Г. Моррисона и парочке приятелей, изучивших персонаж от и до. Чтобы в полной мере оценить комикс, я познакомился с самыми первыми выпусками приключений амазонки. В итоге в моем багаже оказалось сразу два взгляда на героиню: классический и «осовремененный» Моррисоном. Сейчас же пришла пора познакомиться с Дианой, рожденной в недрах перезапуска «The New 52».

При перезапуске так или иначе каноничные истории всех персонажей вселенной изменились. У кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. В случае Чудо-женщины — скорее в большей.

Азарелло создал совршенно нетипичный для супергероики комикс. Вместо множества коротких и законченных арок, он превратил серию в цельное произведение, что усложняет мне работу. Прочитав первую книгу, я не решился писать что-то, потому что первые два тома выглядят как предисловие к чему-то более масштабному. Спустя еще два тома сюжет не закончился, но я решил, что раз уж две трети серии проглочены, можно и поделиться мнением.

Комикс получился необычным не только по структуре, но и по содержанию. Не стоит ждать старых противников амазонки, которые как-то по-новому будут обыграны автором. Это не история о супергерое, это повесть об одной непростой семье. Как мы знаем, благодаря Льву Николаевичу, все несчастливые семьи несчастны по-своему, и Азарелло предлагает нам окунуться в уникальность перипетий династии греческих божеств.

Не самый удачный выбор, на мой взгляд. Старина Гейман лет за двадцать до перезапуска вселенной DC, уже застолбил за собой права на истории о богах, живущих среди людей, и о непростых взаимоотношениях среди вечных сущностей. Хотя мне показалось, что греческий пантеон в таком качестве выглядит свежо. Чаще всего авторы используют христианскую мифологию, а представители иных пантеонов попадают в историю как эпизодические персонажи. Тут же в центре внимания оказались боги Олимпа.

Причем именно они и стали героями истории. Азарелло использовал модель Бёртона: второстепенные персонажи куда интереснее. При чтении я совершенно не видел Диану. Да, она сражалась с чудовищами и богами, но она была скорее связующей нитью между историями богов и их детей, чем полноценным главным героем.

Игра в одной лиге с богами потребовала сильных изменений в биографии девушки. Согласно канону, царица амазонок слепила младенца из глины, а боги вдохнули в нее жизнь. Так Диана стала идеалом своего женского мира, ведь она появилась на свет без мужского участия. Азарелло же перевернул историю, и все это оказалось ложью, которая должна была скрыть от всего мира, что отец Дианы — сам Зевс. Шаг смелый, и в этом есть смысл, ведь что это были бы за боги, если им может помешать кусок ожившей глины, которому стукнуло всего 23 года? А дитя Зевса — это совсем другой масштаб. Вспомните только, сколько шороху мог навести Геракл. Но есть в этом изменении большой-большой изъян: красивая легенда о бесплодной матери и чуде опустилась до уровня случайной беременности после секса на одну ночь.

Изменилась не только история рождения, но причина побега из рая. Я считаю, что момент, когда Диана покидает Темискару, — один из определяющих для персонажа. Тут важна причина. В классической версии амазонка последовала за первым попавшимся мужчиной. Это была любовь. В версии Моррисона амазонку влекло любопытство. Мне ближе этот взгляд, потому что это более зрелая Диана. Аззарело же не показал момент побега, он даже не вспомнил Стива, но между строк можно увидеть ненависть самих амазонок по отношению к Диане. Они зовут ее глиной и не считают своей сестрой. Выходит, что в этой версии Диана сбежала совсем не из рая, а из места, где ее недолюбливают.

Надо сказать, что амазонки у Азарелло в целом вышли далеким от идеала народом. Рассказывают нам о них мало, но одно описание их способа добычи новых девочек уже отталкивает. Автор будто намеренно пытается вызвать ненависть к народу Райского острова. Видимо, это сделано намеренно, чтобы читатель не так сильно переживал исчезновение этого народа. Да, Азарелло делает Диану последней амазонкой. Смерть матери и сестер я оцениваю как желание автора оборвать всякую связь персонажа с прошлым. Он подчеркивает, что создает нечто новое.

Насколько я не одобряю изменения Дианы, настолько же мне симпатичны образы богов. С. Фрай как-то отметил, что если бы ему пришлось стать человеком религиозным, то он поверил бы в богов языческих, греческих, например. Все потому, что у них есть слабости, есть изъяны, они понятны человеку, близки нам. Такими Азарелло их и показал. У этих богов есть и психологические проблемы, и обиды, и амбиции, и нездоровые желания. Боги у автора вышли на редкость человечными.

Мне понравился и созданный образ каждого из божеств. Мой любимец среди них — Аид. Сделать его ребенком — блестящая идея. Кто самое жестокое и самовлюбленное создание, как ни дитя? Прекрасно и решение не показывать Афродиту, чтобы абсолютная красота так и осталась неуловимой. Визуальная часть комикса выполнена отлично, хотя для художника это было и непростой задачей. Чангу нужно было создавать места, которых нет — Ад и Олимп, а в таких случаях художник получает абсолютную свободу фантазии. Отсутствие каких-либо рамок — непростое условие, но Чанг справился. Он прекрасно показал изменение Олимпа, а уж к его представлению об Аде у меня претензий точно нет — мир, построенный из душ. Однако должен предупредить: художник не боится натуралистичности, потому отрубленные головы и внутренности можно рассматривать во всех подробностях.

В целом это похоже на Бэтмена от Моррисона: все сюжеты тесно взаимосвязаны, и очень трудно найти конкретную границу между сюжетами, потому что это одно цельное произведение. Назвать серию особенно захватывающей я не могу, сюжет идет спокойно от одной проблемы к другой. При этом Диана проходит за 24 выпуска равномерное развитие: ожившая глина — человек — полубог — бог. Однако наблюдать за богами и их отношениями куда интереснее, чем за главной героиней.

Не думаю, что такой видел Диану ее создатель. Он пытался создать героя, чье оружие — любовь, а за 24 выпуска амазонка вспоминает о любви лишь раз, причем на фоне ее жестокости и суровости фраза «Я люблю всех!» звучит по меньшей мере неправдоподобно. Это совсем другая Диана, это совсем другая история. Не думаю, что стоит начинать знакомство с этого комикса, потому что Чудо-женщина тут не блистает, о ней мало узнаешь, а повествование сосредоточено на второстепенных персонажах и их взаимоотношениях. Однако для читателя, уже знакомого с амазонкой, думаю, это будет неплохой способ скоротать вечер. Игра престолов среди греческих богов… и Диана.

© Винсент Гуль