Есть у меня басенка про творчество Алана Мура. Дело в том, что из всех его книг я прочитал только «V — значит вендетта». Конечно, под впечатлением от фильма. Остался в восторге как от истории, так и от идеи. Много позже, познавая мир комикс-сообщества, я узнал о культовом статусе Мура и… больше не мог ничего читать из его произведений. Видите ли, создатель такого уровня закладывает по двадцать смыслов в каждую панель, а если дорогой читатель не нашел хотя бы девятнадцать из них, значит, он и не читатель вовсе, а необразованное быдло. Безусловно, это преувеличение, никто пальцем тыкать не будет, но иногда хочется возопить, призывая богов кино, литературы и комиксов: сделайте умный сюжет, рассказанный простым человеческим языком! Довольно отсылок к Библии, Корану и Торе! Прекратите создавать запутанные головоломки и давать им туманные объяснения, трактовать которые можно как угодно! По всей видимости, боги меня услышали и познакомили с Кеничи — трусоватым сильнейшим учеником в истории, который точно знает, что такое хорошо, а что такое плохо.
Японские школы не слишком отличаются от российских. Если ты слабый — тебя бьют, хочешь стать сильнее — сталкиваешься с толпой грубых выпендрежников, считающих себя элитой. Так случилось с обычным парнем Кеничи. После прихода в клуб карате он сталкивается с местной «звездой», после чего нарывается на драку. Бой через неделю, шансов на победу никаких, надежды выбраться из переделки на своих двоих исчезающе малы. Благо по дороге из школы Кеничи видит, как его одноклассница Миу раскидывает местных хулиганов словно детей. Девушка мало того, что умница, отличница, спортсменка, комсомолка, так еще и живет в додзе с шестью мастерами боевых искусств. Чтобы история завязалась, главному герою остается лишь согласиться пройти особую тренировку, которая поможет ему выжить в предстоящем бою… если первый ученик Рёдзенпаку выживет, конечно.
Далее сюжет строится по очень простому сценарию. Кеничи побеждает очередного врага, встречает еще одного (разумеется, более сильного), проигрывает, тренируется, побеждает, и все это повторяется снова и снова на протяжении 583-х глав. Первое, что подкупает, — главный герой совершенно не хочет драться. Поначалу он оказывается втянут в череду битв исключительно по собственной глупости, а после — из-за желания защитить близких людей. За каждым противником стоит история: как человек пришел к боевым искусствам, почему выбрал именно это, какая мотивация движет им и что меняется в его жизни после боя. К сожалению, не все побочные сюжеты интересны, но парочка берет за душу.
Клише жанра налицо. Прошлые враги становятся друзьями. Манга нарочно показывает, что нет плохих людей, есть обстоятельства. Несмотря на признание невиновности человечества как такового, Кеничи раздает увесистые тумаки направо и налево, вызывая вполне соответствующие ответные действия. Примерно в середине истории акцент от защиты самого себя сменяется на защиту группы, чувство локтя и силу дружбы. Ко всему прочему, идет битва идеологий — боевое искусство ради защиты против боевого искусства ради убийства. И здесь кроется парочка проблем.
Все учителя Рёдзенпаку — святые. Они не убивают ни при каких обстоятельствах Такова их идеология. Все противники якобы не чураются убрать пару-тройку человек ради достижения своих целей. Правда, показывают это крайне редко. Вообще с насилием в манге дела обстоят крайне странно. Вроде бои ведутся в полном контакте, руки ломаются, бойцы харкают кровью, но при этом смертей практически нет. Главный герой нередко приближается к состоянию хладного трупа (однажды даже переживает клиническую смерть), но каждый раз, собрав «последние силы», побеждает противника. По ощущениям, после таких травм гроб заказывать лучше закрытый — чтобы не шокировать родителей.
Зато все мысли ясны и понятны: цени друзей, защищай дорогое тебе, работай на износ, чтобы получить результат, совершенствуйся или умри. Мотивация Кеничи проста, у него есть свой кодекс чести. Он постоянно пытается избежать драки, боится смерти, но еще больше страшится мастеров. Ни одного туманного намека. Злодеи остаются злодеями, стать таковыми их подтолкнули либо обстоятельства, либо жизненные принципы. Первых нужно переубедить (как правило, на собственном примере, с помощью кулака), вторых — посадить в тюрьму как «непереубеждаемых». Слишком просто? Увольте, дайте спокойно отдохнуть! Раз в год можно почитать что-то без погружения в дебри психологии.
Рисунок выполнен крайне интересно. Так как история завязана на боях, задачей художника было показать уникальность каждой техники. Если один боец использует кэмпо, а другой — карате, значит, движения и стойки должны отличаться. Динамика с каждым боем возрастает. Постановка кадра выполнена «по-киношному»: читатель не всегда видит, куда наносится очередной удар, — таким образом сохраняется интрига. При этом герои постоянно меняются: наращивают мускулатуру, растут духовно, становятся более уверенными. Все это передано в рисунке. Если сравнить того же Кеничи из первых глав хотя бы с тем, каким читатель видит его в середине истории, то отличия будут налицо.
Мирная жизнь и тренировки становятся предметом своеобразного японского юмора, который строится на двух столпах — страхе главного героя перед мастерами и привлекательности девушек-бойцов. Манга изобилует детально прорисованными женскими персонажами, на которых постоянно рвется одежда в самый неподходящий момент. Справедливости ради нужно сказать, что в ответственные минуты их убирают на второй план — чтобы не мешались и не отвлекали от боя. Да и слабый пол здесь вовсе не слабый. Та же Миу долгое время остается сильнее Кеничи, проявляя чудеса мастерства.
Манга полна перегибов, нереалистична, местами напоминает фильмы категории B в девяностых. И все вышеперечисленное можно считать как достоинствами, так и недостатками. Нравятся фильмы со Сталлоне, где все решается в последний момент, — вот вам история, полностью построенная на этом принципе. «Сильнейший в истории ученик Кеничи» — прекрасное развлечение на пару недель. Мозги практически не нагружает, главный герой — пример для подражания (в основном), есть легкая интрига — ровно столько, чтобы не бросить после трехсотого выпуска. Главное — не искать глубины и не быть снобом, остальное оставьте за автором.