Шерлок Холмс и доктор Ватсон — одни из самых известных литературных персонажей. Несмотря на то, что основоположником детективного жанра в литературе является Эдгар Аллан По («Убийство на улице Морг» — 1841, «Тайна Мари Роже» — 1842, «Золотой Жук» — 1843, «Таинственное письмо» — 1844), зарождение детектива большинство из нас связывает именно с произведениями Конан Дойла.
Созданные Дойлом персонажи стремительно завоевали любовь читателей по всему миру. Именно истории о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона создали славу писателю, чем сам Дойл был весьма огорчен, поскольку о рассказах, повествующих о непревзойденном сыщике, он отзывался как о «легком чтиве», а лучшими своими произведениями считал исторические романы, с которыми многие читатели не были знакомы вовсе.
Тем не менее с удивлением и толикой разочарования автору пришлось признать, что именно истории о Шерлоке Холмсе получили наибольшее число последователей. И до настоящего времени созданные Дойлом герои продолжают оставаться одними из самых популярных литературных персонажей — количество произведений с участием Шерлока Холмса, созданных как российскими, так и зарубежными авторами, исчисляется несколькими тысячами и написаны в самых разнообразных формах и жанрах: рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения и даже целые циклы произведений! К наиболее известным произведениям о приключениях знаменитого сыщика можно отнести: рассказ Марка Твена «Детектив с двойным прицелом» (1902); цикл рассказов о Шерлоке Холмсе младшего сына писателя Адриана Дойла, написанных в соавторстве с Джоном Карром (публиковались с 1954 года); цикл произведений российских писателей П. Никитина и П. Орловца о расследованиях Шерлока Холмса в России; повесть «Неизвестная рукопись доктора Уотсона» (1966) коллектива американских авторов под псевдонимом Эллери Куин; роман Митча Каллина «Пчёлы мистера Холмса» (2005), рассказы «короля ужасов» Стивена Кинга «Дело доктора Ватсона» (1987) и мастера мистических историй Нила Геймана «Этюд в изумрудных тонах» (2003) и «Дело о смерти и мёде» (2011), а также романы британского писателя Энтони Горовица «Дом шёлка» (2011) и «Мориарти» (2014), которые были созданы по предложению «Фонда наследия Конан Дойла».
Разумеется, этих легендарных персонажей не оставил без внимания и кинематограф. История о лондонском детективе Шерлоке Холмсе и его неизменном спутнике и помощнике докторе Ватсоне попала в Книгу рекордов Гиннесса по числу экранизаций! На сегодняшний день насчитывается более 250 кинофильмов, сериалов и анимационных фильмов с участием Шерлока Холмса. Их количество уступает разве что числу киноадаптаций самого известного произведения Брэма Стокера — романа «Дракула» (образ его главного героя был оживлен в более чем 270 кинокартинах). Интересно отметить, что самой экранизируемой повестью является «Собака Баскервилей», которая насчитывает около 20 киноверсий, а самой первой лентой о Шерлоке Холмсе — и самой первой детективной картиной в истории кинематографа — считается немой короткометражный фильм «Озадаченный Шерлок Холмс» (реж. Артур Марвин), снятый в 1900 году.
Наверняка каждый сможет назвать хотя бы одну кинокартину с участием непревзойденного сыщика, потому что прекрасных и качественных киноадаптаций найдется немало — к примеру, стоит вспомнить великолепный цикл советских фильмов, главные роли в которых исполнили Василий Ливанов и Виталий Соломин. Конечно же, свою долю славы получили и фильмы Гая Ричи — «Шерлок Холмс» (2009) и «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) — с Робертом Дауни-младшим и Джудом Лоу в главных ролях, а еще большую популярность приобрел снятый для «BBC» телесериал «Шерлок» (первый эпизод вышел в 2010 году), роли Холмса и Ватсона в котором исполнили Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фримен. Свой вклад в историю развития образов героев Дойла в кинематографе внес и Хаяо Миядзкаи, один из самых знаменитых мультипликаторов, который создал 26-серийный анимационный сериал под названием «Великий детектив Холмс», выходивший на экраны в 1984-1985 годах.
В произведениях Конан Дойла о Шерлоке Холмсе черпали вдохновение и многие музыканты, создатели компьютерных и видеоигр (на сегодняшний день существует более полусотни игр, созданных по мотивам произведений писателя и их киноверсий), художники-иллюстраторы и, конечно же, авторы комиксов. Среди наиболее известных комикс-адаптаций произведений Дойла о знаменитом детективе можно назвать:
— графический роман Уоррена Эллиса и Крейга Гилмора «The Sussex Vampire» (1996), пересказывающий сюжет рассказа Конан Дойла «The Adventure of the Sussex Vampire»;
— серию комиксов «Baker Street», состоящую из десяти выпусков и выпущенную издательством «Caliber Comics» (авторы: Gary Reed, Guy Davis; 1989-1991);
— серию комиксов «Sherlock Holmes & Kolchack the Night Stalker», публиковавшуюся с 2008 года (авторы: Joe Gentile, Andy Bennett, Carlos Magno);
— мини-серию, включающую пять выпусков, под названием «The Trial of Sherlock Holmes» (авторы: Leah Moore, John Mark Reppion, Aaron Campbell; 2009) и комикс «Sherlock Holmes: Year One» (авторы: Daniel Indro, Scott Beatty; 2011), опубликованные издательством «Dynamite Entertainment»;
— комикс отечественного художника Леонида Козлова «Холмс. Том 1» (издательство «Китони», 2010);
— комикс «Watson And Holmes» от издательства «New Paradigm Studios» (авторы: Karl Bollers, Mendoza, Leonardi; 2013);
— комиксы «The Hound Of The Baskervilles» (авторы: Martin Powell, Jamie Chase; 2013) и «Sherlock Holmes and the Necronomicon» (авторы: Sylvain Cordurie, Laci; 2015), изданные «Dark Horse Comics»;
— цикл графических романов Я. Эджинтона и И. Кальбарда (в 2013 году «АСТ» был издан первый роман из цикла — «Собака Баскервилей»);
— мангу, созданную по мотивам телесериала «Шерлок» (на русском языке изданы три тома — «Шерлок: Этюд в розовых тонах», «Слепой банкир», «Большая игра» («Истари Комикс», 2017));
— манхву Квона Гёджона «Шерлок» (первые два тома были переведены на русский язык и выпущены издательством «Фабрика комиксов» в 2017 году).
Однако сегодня подробнее остановимся на еще одной адаптации произведений о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне — юмористической серии комиксов «Бейкер-стрит» Пьера Вейса и Николаса Барраля.
«Бейкер-стрит» включает в себя пять выпусков («Шерлок Холмс — бесстрашный детектив», «Шерлок Холмс и Клуб опасных видов спорта», «Шерлок Холмс и слуги Камелии», «Шерлок Холмс и тень профессора М», «Шерлок Холмс делает ход конем»), которые выходили в издательстве «Delcourt» с 1999 по 2008 годы. Серия комиков Вейса и Барраля получила специальный приз Французского общества Шерлока Холмса. Попробуем разобраться, за что эта работа была столь высоко оценена.
На первых страницах «Бейкер-стрит» содержится замечание авторов о том, что серия комиксов «навеяна рассказами К. Дойла». Однако, дорогие читатели, не позволяйте ввести себя в заблуждение — серия Вейса и Барраля далеко отходит от произведений Конан Дойла. «Бейкер-стрит» — это не графическая адаптация рассказов и повестей о Шерлоке Холмсе, а утрированная пародия на созданных Дойлом персонажей и детективный жанр в целом. Здесь вы не найдете классические образы не только главных, но и второстепенных героев. Шерлок Холмс, доктор Ватсон, миссис Хадсон, инспектор Лестрейд, профессор Мориарти хотя и присутствуют на страницах комикса и являются основными действующими персонажами, но предстают в непривычном свете и наделяются авторами подчас совершенно неожиданными чертами.
Так, в работе Вейса и Барраля Холмс изображен не в меру надменным, самовлюбленным, чванным, мелочным, мстительным, несдержанным. Он демонстрирует пренебрежительное отношение к Ватсону, позволяет себе по отношению к нему отпускать грубости, часто затевает с ним драки из-за того, что доктор ненароком поставил сыщика в неловкое положение, нередко прибегает к нечестным методам при проведении расследования и сердится, когда его заслуги не ценятся по достоинству. Если персонаж, созданный Дойлом, окружен дымкой таинственности и ореолом благородности, мудр, учтив и вежлив в обхождении, то Шерлок Холмс Вейса и Барраля — полная его противоположность. Более того, авторы усиливают комичность образа, показывая, что даже когда созданные Холмсом теории оказываются ошибочными, он продолжает упрямо отстаивать свою правоту.
Образ Ватсона подвергся еще большим изменениям. В произведениях Дойла Ватсон представлен уважаемым доктором, знающим и любящим свою профессию, ветераном, пережившим ужасы войны в Афганистане, человеком семейным, мягким, добродушным, учтивым, не имеющим вредных привычек и всецело преданным своему другу. Авторы комикса изображают Ватсона грузным, обидчивым человеком, мысли которого всегда заняты лишь тем, что сегодня его ждет на ужин; человеком, из уст которого можно часто услышать нецензурную брань; человеком, который не знает меры в алкоголе, раболепствует перед Холмсом и ведет интимную переписку с сотнями корреспонденток.
Миссис Хадсон, заботливую и домовитую хозяйку квартиры, которую снимают Холмс и Ватсон, Вейс и Барраль представляют заядлой курильщицей, неряхой, растяпой и ужасной кухаркой, имеющей пристрастие к крепким напиткам. Большую часть времени она проводит на кухне, где готовит отвратительные блюда, пробовать которые однозначно не стоит всем тем, кто дорожит своим здоровьем, или пишет книгу рецептов «100 рецептов для всех тех, кто устал от жизни», которая может стать отличным руководством по приготовлению смертельно опасных ядов. Тем не менее, если от нее требуется проявить стойкость и помочь Холмсу в каком-либо деле, она способна мгновенно преобразиться.
Мориарти тоже непохож на созданный Дойлом образ. Писатель окружает главного противника великого сыщика ореолом загадочности, наделяет его высоким уровнем интеллекта и деловой хваткой. Это интеллигентный, вездесущий, неуловимый злодей, который руководит огромной преступной сетью. В работе Вейса и Барраля Мориарти лично участвует в кражах драгоценностей, совершении преступлений, чего бы никогда не стал делать Мориарти Дойла, подстраивает Холмсу мелкие пакости, чтобы доказать свое умственное превосходство. В комиксе Мориарти предстает довольно мелким, практически рядовым преступником, и оттого становится еще более непонятным, почему одно лишь упоминание его имени приводит лондонцев в неописуемый ужас.
Еще одного немаловажного персонажа, инспектора Лестрейда, авторы комикса изображают глуповатым, надоедливым, бесцеремонным и делают его объектом всеобщих насмешек. Холмс и Ватсон настолько устали от неожиданных визитов инспектора в самое неподходящее время, что стали прятаться от него в шкафу (увы, безуспешно). Лестрейду достаются все шишки и тумаки, он всегда оказывается жертвой, и ему приходится брать ответственность за весьма неприятные последствия проделок Холмса и Ватсона.
Как мы видим, хорошо известные персонажи Дойла в работе Вейса и Барраля показываются с совершенно иной стороны. Разница между созданными писателем образами и характеристиками персонажей, представленных в комиксе, несомненно, очевидна. Однако если принять во внимание, что Вейс и Барраль создавали свою работу именно как пародию, а не как адаптацию произведений Дойла, то такое резкое изменение и даже искажение образов героев можно считать вполне оправданным, потому что этот прием помогает авторам усилить иронию
Первые два выпуска «Бейкер-стрит» содержат несколько отдельных историй расследований Холмса, последующие связаны единым сюжетом, который мне показался наиболее интересным. Во всех созданных авторами историях можно обнаружить аллюзии на некоторые рассказы Дойла о Шерлоке Холмсе, а также отсылки к произведениям других писателей (например, к «Клубу самоубийц» Р. Стивенсона) и пародии на реальные исторические факты (к примеру, авторы сатирически представляют историю Джека-потрошителя, изображая его мелким хулиганом по имени Джек-усач, который подрисовывает усики на всех официальных портретах королевы и пишет на стенах домов «Боже, побрей королеву»).
Стиль рисунка соответствует пародийному жанру: персонажи изображаются карикатурно, те их черты, которые авторы хотят особо выделить, гротескно преувеличиваются, при удивлении или страхе «подпрыгивают» головные уборы героев, а при испуге «выскакивает» сердце. Внешний облик персонажей сначала кажется непривычным и вступает в противоречие с уже устоявшимися образами Холмса и Ватсона, представленными в классических иллюстрациях и кинокартинах, однако к завершению истории напряженность почти полностью снимается и не остается сомнений в том, что именно такой стиль рисунка является наиболее подходящим для пародийного произведения. А яркие, сочные и теплые цвета, используемые художником, и потрясающие природные пейзажи можно отнести к числу несомненных достоинств книги.
«Бейкер-стрит» — история не из ряда тех произведений о непревзойденном и уважаемом лондонском детективе Шерлоке Холмсе и его неизменном спутнике и верном товарище докторе Ватсоне, к которым большинство из нас привыкло с детства. Работа Вейса и Барраля — преувеличенная пародия на созданных Дойлем персонажей и их окружение. Герои комикса — это сборные образы типичных персонажей детективной литературы, черты которых гиперболизируются и представляются в ироническом свете: персонажи комикса дерутся, бранятся, потворствуют своим слабостям и нередко ведут себя как дети.
«Бейкер-стрит» нельзя назвать полноценной адаптацией произведений о Шерлоке Холмсе, поскольку Вейс и Барраль сохранили лишь сюжетообразующую идею, но если рассматривать комикс именно как пародию, то работу авторов можно считать хотя и весьма своеобразным, но все же удачным экспериментом.