«Лиса и Заяц» И. Олейников

Авторы во все времена прибегали к изящной уловке: в произведениях для детей говорили о по-настоящему серьезных и важных проблемах и поднимали отнюдь не детские вопросы. Как короли не казнили шутов за острые и смелые насмешки, так и сказочника не посадят за мысли, спрятанные под двойным дном. Ведь в крайнем случае всегда можно сказать, что в произведении нет никакого скрытого смысла, а все домыслы читателя — плод его разыгравшейся фантазии.

Если говорить о комиксе, то он идеально подходит для подобных целей. На своей родине, в США, и на постсоветском пространстве к этому направлению искусства по-прежнему относятся как к чему-то детскому и несерьезному, а значит, рисованные истории — идеальный медиум для высказывания смелых мыслей без риска привлечь пристальное внимание со стороны власть имущих.

Как раз о сочетании сказки и комикса я сегодня хочу рассказать. Несмотря на то, что большинство рецензий говорит, что «Лиса и Заяц» И. Олейникова — это не комикс, а лишь сборник иллюстраций, я в корне с этим не согласен. Иллюстрации лишь изображают определенные сцены из книги, а рисунки Игоря Юльевича раскрывают читателю множество деталей, в них сокрыт авторский взгляд на знакомую с детства историю. Пусть текст и рисунок в этом произведении максимально разъединены, что отсылает нас к самым первым экспериментам в области комикса, однако рисунок несет свою историю, а текст лишь помогает выстроить происходящие в ней события в логическую цепочку, потому книга Олейникова — это комикс.

В основу истории легла знакомая всем с детства сказка — «Лиса и Заяц». Если честно, сам я не вспомнил ее сюжета, однако после прочтения первой же строчки: «Была у Лисы избушка ледяная, а у Зайца — лубяная…» история сразу же всплыла в памяти.

Есть в этой сказке момент, когда три зверя — Собака, Медведь и Бык — попытались вернуть Зайке его собственность, но испугались. Не понятно, что именно так напугало их в угрозах Лисы, что и заинтересовало Игоря Юльевича, да настолько, что он вынес этот вопрос в эпиграф.

Ответом на него и стал графический роман. Каждый из зверей был наделен своими особенными чертами в соответствии с ассоциациями автора. Собака предстает перед читателем военным, Медведь — преступником, а Бык — бедолагой, пережившим корриду. Я люблю сравнивать сюжеты с игрой в шахматы, где персонажи делают продуманные ходы, но «Лиса и Заяц» — это партия в «Дурака», где Заяц находит три карты, против каждой из которых у Лисы есть свой козырь. Причем козыри эти отнюдь не в силе заключаются. Это набор уловок, которыми Лиса орудует так же искусно, как умелый домушник связкой отмычек.

Невольно мне вспоминается загадка Вариса из «Игры престолов»: «Три больших человека: король, священник и богач. Между ними наемник из простолюдинов. Каждый из больших людей требует от наемника убить двух других. Кто останется жив? Кто умрет?» Жив останется тот, кто убедит наемника, что власть принадлежит именно ему. Власть — это уловка, как раз та самая уловка, к которой прибегала Лиса. Те самые козыри.

Раскрывать каждый ход автора в рецензии, с одной стороны, преступление, ведь иллюстраций не так много и не хочется лишать читателя удовольствия от их разглядывания. С другой же стороны, каждый может по-своему интерпретировать смысл этих рисунков, ведь они переполнены деталями, а художественная манера Олейникова далека от конвейерного стиля американских комиксов и куда ближе к выразительным работам европейцев. Меня поразили внимание к деталям и то, насколько точно каждая из них характеризует персонажа: от котелка и скрипки Зайчишки до вечной спутницы Лисы — сумки на поясе. Бросается в глаза и кинематографичность повествования. Видимо, это последствия занятий анимацией. Автор чередует переходы от сцены к сцене с практически покадровым рисунком. При чтении я буквально видел этот фильм с резким контрастом между цветными сценами и полными отчаяния черно-белыми. А чего стоят решения вроде пластырей на спине Быка, пережившего корриду! В общем, даже если вам не придется по вкусу история, то вы получите альбом иллюстраций, который приятно просто полистать.

Так чем же в итоге кончилась картежная партия между Зайцем и Лисой? А тем, что на любой козырь всегда найдется свой джокер. Смерть. Она бьет любые карты, от нее не спастись ни богатому, ни властному, ни сильному. На этом и играет Петух, нарядившийся мрачным лисьим жнецом. Пал перед неизбежным Лисий дом.

И тут я вступаю на территорию домыслов и спекуляций, потому что эта изначально детская история в руках художника превратилась в серьезное взрослое произведение, в глубине которого скрывается не просто второй смысл, а чуть ли не призыв. История говорит читателю: у хитрой Лисы для каждого найдется свой относительно честный способ запугать, подчинить и сломать любого, кто выступает против ее права относительно нечестно отбирать чужое. Единственный способ справиться с ней — стать ее смертью, и тогда не устоять лисьему домику.

Возможно, это увидел всего один конкретный читатель и ничего такого в произведении нет. В этом и заключается прелесть детского произведения, когда хочешь высказать что-то смелое. Но даже если я ошибаюсь в своей интерпретации истории, я точно могу сказать, что «Лиса и Заяц» — это прекрасное взрослое произведение талантливого автора, которому не понадобилось ни единого слова, чтобы рассказать глубокую историю, полную деталей и смыслов.

© Винсент Гуль