«XL Media» в очередной раз издает произведение с громким именем. Казалось бы, о чем здесь говорить? Однако часто бывает, что завышенные ожидания, связанные в том числе с известностью манги, приводят к неприятным последствиям. К тому же в 2016 году была выпущена экранизация, выполненная на очень высоком уровне. Логичнее спросить: «Покупать-то ради чего?» И у меня есть ответ.
В 1990-м году во время вооруженного конфликта в Африке обнаруживают бессмертного человека. Он был солдатом одной из сторон. Так мир узнал о «нелюдях» — загадочном виде человека, представители которого обладают высокой способностью к регенерации и могут парализовывать окружающих своим криком. Больше ничего общественности не было известно, зато награду за каждого нелюдя назначили приличную.
Кэй жил себе обычной жизнью школьника, пока его не сбила машина. Вот только парнишка не умер, а оказался тем самым нелюдем. Теперь ему предстоит скрываться по лесам от полиции и людей, желающих подзаработать. Помогать Кэю будет друг Кайто.
Немного об истории создания: Гамон Сакурай и Цуйна Миура в 2012-м году начали свою первую большую работу — «Нелюдь». После первого тома Миура ушел из команды. Сакурай стал сценаристом, а выпуск продолжается до сих пор. То есть перед нами фактически дебютная работа, заслужившая экранизацию. Интересно, Цуйна сейчас кусает локти?
На экспозицию отводится около двадцати страниц. За это время читателю успевают объяснить не только то, кто такие нелюди, но и обрисовать конфликт. В данном случае человечество столкнулось с тем, чего желало — с бессмертием, и испугалось. Нелюди, в свою очередь, об этом не просили, но сразу же стали целью преследования. Ученые тоже не остаются в стороне и разрабатывают все новые способы убийства. Общество приняло ситуацию. Внимание: это первые двадцать страниц!
Сюжет на удивление плотный. Обычно это ведет к перегруженности и к тому, что читатель не успевает следить за персонажами, однако в данном случае такого не происходит. Первый том представляет собой психологический триллер. Авторы прозрачно намекают, что пока рано делать выводы о том, что — или кто — есть зло, и сосредотачивают внимание на переживаниях подростка, которому приходится очень быстро повзрослеть. Только вчера его самой большой проблемой была контрольная в школе, сегодня же приходится перерезать себе горло, чтобы ускорить регенерацию. Без двойного дна не обходятся даже подобные ситуации. Кроме психологической подоплеки, нам демонстрируют правила мира: умирающий нелюдь возвращается к жизни быстрее, чем раненный.
Параллельно закладываются основы для будущих сюжетных ходов. В крупную клетку изображены члены противоборствующих организаций (куда же без всемирного заговора?). Не слишком подробно — представлены лишь некоторые особенности их характеров. Сильный эффект производят детали. Половину книги мы не знаем, какого нелюдя пытают в застенках очередного НИИ. Авторы уделяют этому одну-две страницы в каждой главе. Зато уровень жестокости заставляет сопереживать отнюдь не людям. Или знакомство с «Кепочкой» — главой подполья нелюдей. Кровавое месиво на фоне и совершенно спокойный человек, напоминающий доброго бакалейщика.
Всего этого не удалось бы достичь без поистине мастерского рисунка. Общий стиль ближе к сёнен-реализму. В манге много крупных планов лиц, в особенности глаз. Таким образом Гамон через рисунок показывает эмоции персонажей. Фоны проработаны до мельчайших подробностей, что позволяет глубже погрузиться в действие. Наконец, к достоинствам можно отнести и саму постановку сцен, в которых будто нет ничего лишнего. Статические кадры, от которых пробирает мороз по коже.
Безусловно, «Нелюдь» — достаточно жестокое произведение. Здесь пытаются убить детей, а по улицам разгуливают толпы отморозков и откровенных психопатов. Вспоминается «Токийский гуль», однако в работе Сакурая мир проработан лучше, а местной мистике веришь или хотя бы принимаешь правила игры. А мистика, в свою очередь, присутствует, правда, пока на метауровне. Как Сакурай развернет само существование нелюдей — не ясно. Тем интереснее читать дальше. Надеюсь, в следующих томах мы узнаем, снятся ли нелюдям бессмертные овцы.