«Карнаж. Максимум резни»

У меня есть предубеждение против старых комиксов. Их сюжеты подчас нарочито упрощены, а когда речь идет о «Большой двойке», авторы будто боятся перейти некую грань. Встречаются исключения вроде работ Гарта Энниса или того же «Паука» МакФарлейна. Сегодня перед нами изначально коммерческий продукт. Пять серий о Человеке-Пауке слили в кроссовер из четырнадцати номеров. Не будет ни авторского видения, ни приемов, ни, наконец, стиля. Только дух моды девяностых в рисунке и попытка показать экстремально жестокий комикс для того времени.

Рецидивист Клетус Кэссиди, известный как Карнаж, выбирается из лечебницы Рейвенкрофт, прихватив с собой безумную злодейку по имени Визг. Оказалось, что симбиот слился с телом психопата, и теперь разделить их может только смерть. Тем временем Питер Паркер оплакивает смерть Гарри Озборна. Не имея моральных сил продолжать лазать по стенам и бороться с преступностью, Питер откладывает костюм, что не может не радовать Мэри Джейн. Но перо сценариста быстро вносит сумятицу в семейную идиллию, изображая вторжение в город нового преступного бандформирования, возглавляемого Карнажем.

Сценарное клише, которое будет преследовать в течение всей истории, выглядит следующим образом: зло собирает команду — добро собирает команду — они сражаются — добро проигрывает — прослойка из диалогов — разбор полетов — повторить с начала. Именно по такому сценарию строятся все четырнадцать номеров. Когда сценаристам дали карт-бланш, они решили включить как можно больше персонажей в комикс. Веном выглядит органично, Демогоблин — терпимо, появление Падали никак не объяснено, а неожиданное возникновение в стане героев новых лиц объясняется в основном невнятным «потому что». Сценаристы похожи на маленьких детей, которым дали много игрушек.

При этом второй план проработан намного лучше. В городе происходят беспорядки. Комикс это объясняет влиянием Визг на людей, но эту часть лучше опустить. В реальности мародеры, бандиты и любители легкой наживы действовали бы точно так же. Общая картина дополняется отсутствием журналистской этики. «Дейли Бьюгл» только усиливает панику, подливая масла в огонь. Все это служит фоном для битвы добра, зла и тех, кто между. Странно видеть, что именно фон выглядит интереснее и реалистичнее.

Второстепенные персонажи встречаются ненадолго и толком не участвуют в сюжете. Похоже, не только МакФарлейн не любит Мэри Джейн, отправляя ее в минуты смятения духа в клуб. Город в огне, ее муж рискует жизнью, а рыжеволосая бестия зажигает с бокалом мартини. Родители Питера подчеркивают свою убежденность в том, что люди злы от природы и нужен лишь небольшой толчок, чтобы животные инстинкты выбрались на свободу. Тетя Мэй не признает эту точку зрения и верит в изначальность добра. На этом роль родственников заканчивается. Эта сюжетная линия побочна и относится как раз к фоновым событиям.

Про жестокость. Первый «DOOM» считался жестокой игрой. В наше время подобные представления кажутся странными, но в 1993-м году пиксельная кровь лилась с экранов мониторов, что было в диковинку. С кроссовером «Максимум резни» ситуация похожая. По идее, разрушения, погромы, непрекращающиеся сражения и отбитые на всю голову злодеи должны стать источником тех самых рек крови, озер слез и разбитых жизней. На деле большую часть приходится додумывать самому. К тому же рисунок далек от реализма, а сценаристы не рискнули показать глубину жестоких сцен. Можно домыслить, что случилось с людьми вон в том здании, куда попала пара гранат, однако нужно ли это делать — большой вопрос.

На каких стероидах сидят герои комиксов, мы, похоже, никогда не узнаем, но сам факт неоспорим. Посмотрите на мышцы Венома — парень явно не пропускал не только день ног. Гипертрофированная анатомия персонажей, видимо, считалась нормой. Причем мужская часть персонажей пострадала больше. Женщин пытались изобразить более или менее реалистично, некоторые кадры даже можно назвать милыми.

С деталями все обстоит еще хуже: странная техника в штабе Мстителей, кажущаяся маловразумительной оттого, что плохо прорисована, схематичный город, схематичное оружие. К единственному достоинству можно отнести яркие цвета. Заливка ровным тоном — главный инструмент нанесения.

Итак, как же читать «Максимум резни», чтобы получить удовольствие? Во-первых, помните о годе выпуска. Данный комикс — скорее артефакт тех лет, показывающий разницу в подходе и средствах донесения до читателя информации. Во-вторых, отключите мозг. Ничего нового в рамках сюжета вам не расскажут, а повторение одного и того же сценария, но с участием разных персонажей, не идет истории на пользу. Наконец, в-третьих, никому не верьте. Когда Человек-Паук грозится, мол, никакой пощады больше не будет, это фарс, необходимый лишь для того, чтобы заинтересовать читателя.

© Ю. Гламаздо