Забавно, насколько сильно отличаются впечатления, полученные при первом прочтении произведения, от тех, которые оставляет это же самое произведение, если спустя пару лет прочесть его во второй раз. Впервые открыв «Коллекционера» С. Топпи и проглотив первую из пяти историй, я был в восторге. Однако прошло время, позади остались уже два года беспрерывного рецензирования, а значит, и стопка прочитанных комиксов выросла до приличной высоты, поэтому теперь я вижу намного больше недостатков.
Все пять номеров «Коллекционера» рассказывают о безымянном персонаже, который охотится за необычными реликвиями по всему земному шару. То он ищет индейскую трубку, в клубах дыма которой можно увидеть свое будущее; то рыщет по пустыне в поисках легендарного черного обелиска, дарующего титул царя царей. В комплекте, как и во всех подобных историях, идет набор опасностей, пленение и, разумеется, чудесное спасение. В этом заключается сразу две проблемы книги: история Коллекционера ничем особенным не отличается от множества подобных историй охотников за сокровищами, при этом сам автор каждый сюжет пишет как по лекалу. Я понимаю, что модель, повторяющаяся в каждом номере, не бросалась в глаза читателю в 80-е годы, когда между выходом историй проходили значительные промежутки времени, но стоит прочитать книгу целиком, приключение за приключением, и уже в третьем рассказе ты предугадываешь примерную последовательность событий.
Однако самая большая проблема «Коллекционера» все-таки заключается в главном герое. Второстепенные персонажи в комиксе слишком эпизодичны, множество имен служит в нем скорее неудобной необходимостью, и Топпи с удовольствием бы рассказал историю о Коллекционере в абсолютном вакууме, восхищаясь персонажем и не отвлекаясь на лишние детали, но тогда не было бы вообще никакого сюжета. Второстепенные персонажи существуют в комиксе в качестве «мебели»: одни необходимы лишь для того, чтобы слушать истории Коллекционера, вторые — чтобы появляться на пятый день на востоке с первыми лучами солнца, а третьи не имеют сколько-нибудь важной роли и попадают в рассказ просто как список деталей, которые не оказывают на сюжет никакого влияния. Ведущая роль в истории отдается Коллекционеру. Это таинственный человек, образ которого складывается, как мозаика, из кусочков, разброшенных Топпи по комиксу. Имя героя нам так и не раскроют, не узнает читатель и о его прошлом; достоверно известно лишь то, что он очень богат, одержим сбором реликвий, хорошо владеет огнестрельным оружием, любит туземцев разного рода и отчего-то забывает стареть, ведь что в середине 19-го века, что к его окончанию персонаж выглядит совершенно одинаково.
С одной стороны, недосказанность — неплохой прием, ведь читатель может сам придумать биографию Коллекционера и движущие им мотивы, но, с другой, не является ли такой подход халтурой, если автор, вместо того чтобы придумать персонажа, набрасывает на холст пару штрихов, а остальное оставляет додумывать читателю? Мне персонаж понравился: есть в нем и харизма, и притягательные черты, но они будто висят в воздухе, потому что под ними нет никакой плоти — героя нет, есть лишь мои предположения и домыслы.
В итоге выходит зацикленный сюжет с размытым героем в центре внимания. Спасает ситуацию рисунок. «Коллекционер» — пример того, как можно листать книгу, совершенно не интересуясь содержимым. «Эффект Руди», как я это называю, — плод усилий неумелого сценариста и гениального художника.
Однако надо признать, что рисунок не каждому придется по душе. Топпи — прекрасный график, и довольно часто, когда очередной мой гость начинает говорить, что чтение комиксов — это абсолютно пустое и детское занятие, именно «Коллекционер» и «Шараз-де» становятся моим последним аргументом. Взглянув на иллюстрации, оппонент вдруг признает, что комикс — все-таки искусство. Рисунок прекрасен, но лично у меня время от времени создавалось ощущение, что это не комикс, а гравюры с изображением далеких и диких народов или жутких тварей, живущих по ту сторону земного шара, напечатанные в учебнике по географии. Временами это напоминает иллюстрации к книгам 19-го века. Возможно, таков и был замысел Топпи, чтобы полностью погрузить читателя в атмосферу той эпохи.
В целом же это довольно неувлекательное чтиво. Трудно сопереживать персонажу, если ты знаешь, что его приключения закончатся благополучно и он получит свою добычу. Меня не увлекают истории о Тинтине, потому и похождения его постаревшей версии отклика у меня не вызвали. При этом я совершенно не жалею о том, что «Коллекционер» нашел свое место в моей коллекции. Благодаря чудесному рисунку и отличному изданию у меня есть возможность время от времени снимать эту книгу с полки и наслаждаться рисунками Топпи, пролистывая комикс как иллюстрированный альбом.