Существует мнение, что мангаки поисписались. Мол, знаменитые авторы «доят» свои серии, выпуская по три сотни номеров, а молодые стараются подстраиваться под конъюнктуру рынка и следовать примеру старших. Отчасти это правда. Манга не может продаваться, если она не нравится читателям. Для автора низкие продажи означают голод. Творец, безусловно, должен голодать, но исключительно после плотного ужина. В такой атмосфере принципиально новые сюжеты, казалось бы, создаваться не могут, но неожиданно выходит из тени кто-то вроде Нагабэ и выдает «Девочку из Чужеземья».
Доподлинно неизвестно, откуда пришло проклятие, разделившее мир на Родину — землю людей и Чужеземье — землю проклятых. Сказания гласят, что не обошлось без вмешательства богов, но какой толк в теологии, если проклятие передается через прикосновение? Маленькую Шиву оставила тетя, когда сбегала из Чужеземья. Девочка умерла бы, но добрый Доктор, уродливый Чужой, сохранивший разум, приютил ее, стал ухаживать и защищать. А защищать есть от чего. По темным лесам ходят проклятые, патрули солдат на границе готовы стрелять даже в детей, еду же можно найти только в брошенных деревнях. Так и живут Доктор и Шива в опасном мире.
С первых страниц передо мной предстала настолько темная и безрадостная картина, что невольно на ум пришла аналогия с чистилищем или дантевским сумрачным лесом. «Наверняка девочка умерла и попала по ошибке в это страшное место, а демон сжалился над ней и стал ее сторожем», — думал я. Однако все оказалось несколько иначе, хотя и не менее трагично. Лес действительно сумрачен, надежда оставила его обитателей, а всеобщая истерия вокруг проклятия пусть и оправдана, но безумна. Действие происходит в Средневековье, темный народ толком не пытается найти причину появления Чужих. Все вокруг безоговорочно верят придуманной церковью истории, да настолько, что готовы пустить стрелу в маленькую девочку. Мечом не зарубят — мало ли, вдруг проклятие передастся.
Сюжет первого тома концентрируется вокруг отношений Доктора и Шивы. Несмотря на малое количество действующих лиц, повествование не кажется затянутым. Через житейские дела показаны особенности Чужих: они не чувствуют боли, постепенно теряют память, не нуждаются в еде и сне. При этом Доктора мучают терзания выбора: рассказывать Шиве правду о бросивших ее людях или оставить девочку в неведении. В отличие от остальных Чужих он носит одежду, читает, старается вести человеческий образ жизни. Во многом это обусловлено влиянием Шивы — нельзя расхаживать голым перед ребенком. Девочка, в свою очередь, ведет себя так, как и положено в пяти-шестилетнем возрасте. Она непоседлива, но пытается быть взрослой. Образы героев контрастируют друг с другом, и именно на этом контрасте построены их взаимоотношения. Уродливый монстр и невинная душа против остального мира.
Нагабэ работает со структурой произведения с ювелирной точностью. Если нужно подкинуть дров в камин, Доктор протягивает руку в огонь — удобно, если не чувствуешь боли, а заодно этот эпизод показывает читателю особенности Чужого. Сцена чаепития на свежем воздухе открывает нам еще одну отличительную черту проклятых: оказывается, что у них нет рта. Наконец, невинный диалог намекает на постепенно мутнеющую память Доктора. Никто специально не навязывает подробности — они мастерски вплетены в эпизоды, раскрывающие образы главных героев.
Окружение представляет собой чистейший хоррор, усугубляемый контрастом с Шивой. Дикостью кажется присутствие ребенка в подобном месте. Второй том раскрывает хоррор-составляющую еще лучше, нагнетая саспенс через надежду на излечение проклятия. Ничего не говорится напрямую, но читатель чувствует, что путь церкви будет сильно отличаться от пути Чужих. Происходящее напоминает сказки братьев Гримм до обработки. Схож и антураж — темное Средневековье и фантастические элементы.
Все это подкрепляется уникальным рисунком, который кроме как авторским не назвать. Чужие напоминают тени и нарисованы большим количеством штрихов. Шива — стереотипный ребенок в пижаме. Окружение состоит из общих деталей. Черного вообще довольно много. Общее ощущение схоже с тем, которое возникает при виде северного моря в пасмурный зимний день, когда стоишь на берегу и небо сливается со льдом, а горизонт пропадает. Вид захватывает дух, но отчего-то становится не по себе.
В первых двух томах история только начинает развиваться. Сюжетные повороты достойные, за персонажами интересно наблюдать. Никакой предсказуемости, присущей вторичным историям, нет и в помине. К тому же на многие вопросы пока нет ответов, намеки же, в свою очередь, заставляют строить догадки. «Девочка из Чужеземья» — авторский проект с интересным видением и большим будущим. В дальнейшем свою роль явно сыграет церковь. Интересно, к чему придут герои, кем они станут в конце?
Для замечательной истории — замечательное оформление. Качественное издание от «Истари» дополнено суперобложкой с золотым тиснением и цветной страницей в начале каждого тома.
Я ждал этой манги, и ожидание себя оправдало.