«Звёздный замок. Том 1-2» А.Алис

Этим летом увидел свет перевод первого тома серии «Звездный замок» от французского художника и сценариста А. Алиса. В этой книге приключения героев только начинаются, потому я не стал торопиться с рецензией, ожидая окончания первой арки во втором томе. Наконец заветный альбом у меня в руках, и я могу поделиться своим мнением об этом диптихе.

Автопортрет в акварели

Любая книга — это отражение автора; личность, скрытая за шифром образов и слов. Сквозь страницу проступает прошлое писателя, его мысли и взгляды. «Звездный замок» — яркий пример произведения, которое отражает личность автора.

А. Алис начал писать и рисовать сразу после окончания Высшей школы коммерции в Париже в 1997 году. Первой его работой стала серия «Третий завет», между двумя циклами которой Алекс успел поработать над серией «Зигфрид», основанной на операх Вагнера. Так что к моменту выхода первого тома «Звездного замка» в 2014 году Алис уже зарекомендовал себя и как сценарист, и как художник.

В этой серии нашли отражение и источники вдохновения Алекса, и его юношеская любовь к средневековым руинам, и его отношение к работе. Алис не просто придумал историю — он создал свой мир, каждый кусочек которого он добывал, словно старатель. Ради рисунка замка, горы или вокзала Алекс отправлялся в путешествие по Европе, чтобы сделать эскизы с натуры, а не по фотографиям. Он не просто зарисовывал внешний вид зданий, он составлял планы расположения комнат, чтобы точно показать, откуда выходят герои после обеда, а куда отправляются спать. Вместе с дизайнером Алекс разработал и собрал модель эфиролета, на котором путешествуют его герои. Думаю, теперь вы понимаете, с какой тщательностью Алекс Алис подходит к своей работе, сколько усилий он прикладывает для того, чтобы его мир стал живым. Для него важно не просто рассказать историю, но создать мир, в который поверит он, в который поверит читатель. Я в этот мир поверил.

Шедевр любит подготовку

История начинается в 1868 году. Французский инженер Арчибальд пытается отговорить свою жену Клэр от рискованного эксперимента. Она стремится доказать существование эфира, для чего ей нужно подняться на высоту 13 тысяч метров. Эксперимент печально заканчивается для девушки, однако ей удается доказать существование пятого элемента и даже сообщить об этом с помощью выкинутого за борт дневника.

Через год Арчибальду и его сыну Сирафину приходит таинственное анонимное письмо. Дневник Клэр обнаружился в Баварии, и им предлагается забрать его лично у нового хозяина. Так начинаются приключения, в результате которых Серафин с отцом попадут в центр противоборства двух держав и окажутся в авангарде научных знаний своей эпохи, соорудив эфиролет и совершив первый полет на Луну.

Сам автор считает, что это комикс в стиле стимпанк, однако для этого жанра необходимо создание альтернативной ветки истории, где технический прогресс остановился на паровых двигателях и на их основе появилось множество новых технологий. В «Замке» мы видим, что все устройства работают на пару, но для 1869 года в этом нет ничего необычного, потому мне трудно отнести это произведение к стимпанку. Это жанр альтернативной истории. Даже больше: Алекс может считаться основоположником своего собственного жанра — эфирпанка, ведь в тексте комикса не раз звучит фраза: «Начался век Эфира…».

Любовь с первой страницы

«Звездный замок» я купил из-за рисунка, не надеясь получить что-то большее, чем альбом с прекрасными иллюстрациями. Прочитав краткое описание книги, я решил, что это произведение написано для подростков, что я не особо люблю. Я еще никогда так не ошибался. История увлекла меня с первых страниц, заставив с нетерпением ждать второго тома.

Когда мне было лет 13, мой отец обеспокоился тем, что я читаю одни лишь энциклопедии. Он взялся за мое просвещение и достал с полки «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона. Впереди меня ждали «Робинзон Крузо», «Человек-амфибия», «Черная стрела» и «Пятнадцатилетний капитан». При чтении «Замка» я будто вернулся на полжизни назад, к тем самым книгам, к тем приключениям, которые захватывали меня в детстве и заставляли листать страницу за страницей. А. Алис смог воссоздать в своей книге этот дух романтизма и приключений по лучшим рецептам романистов и фантастов XIX века. В каждой строчке чувствуется любовь автора к эпохе, о которой он пишет. Алекс пытается не просто показать мир, построенный на представлениях человека того времени, он старается воссоздать ту вселенную, не знавшую еще ни Бора, ни Эйнштейна, вселенную, где балом правит еще ньютоновская механика, а время и пространство живут отдельно друг от друга, пронизанные неуловимым эфиром.

Мне близка эстетика викторианской эпохи и теплое ощущение ностальгии по приключенческим романам из детства, потому я просто влюбился в «Звездный замок», чего совсем не ожидал при покупке.

Кривое зеркало истории

Первая арка о полете на Луну делится на два тома, каждый из которых состоит из трех глав. А. Алис смог рассказать свою историю очень плавно, без пиков зашкаливающих эмоций, и это является неоспоримым преимуществом книги, потому что в повествовании нет провисающих мест между важными событиями. У каждой главы есть своя цель. Например, первая знакомит нас с предысторией и Европой того времени; вторая рассказывает о замке и его обитателях; а в третьей, после всех приготовлений, сделанных в первых двух главах, мы наконец следуем в космос за эфиролетом.

Персонажи получились довольно простыми. Злодей — безусловно отрицательный персонаж, а главный герой — олицетворение истинной добродетели. Можно решить, что автор создал плоских персонажей, однако «Звездный замок» близок к жанру сказки, для которого характерны прямолинейность и простота в изображении персонажей. С каждым из них мы знакомимся через действия. Через их выбор и решения мы можем понять их ценности и стремления. Использование подобного подхода я считаю несомненным достоинством, потому что он требует больших усилий от автора. Куда проще описать в одном абзаце все черты и качества героя без всякого их подтверждения, чем через множество поступков создать живой портрет.

Думаю, идея комикса родилась из образа короля Людвига. Алекс трепетно относится к истории в своем стремлении создать альтернативную ее версию. Думаю, неспроста выбран 1869 год — ровно за век до первого реального полета на Луну. Помимо этого автор хотел найти такую дату, когда уже построили Лебяжий камень, но еще не разыгралась франко-прусская война. В итоге вдохновением послужила необычная смесь романтичности образа Людвига Баварского и его страсти к современным технологиям и науке.

Подобным образом пытался поступить Фрэкшн в своих «Пяти кулаках науки», но ему не хватило той дотошности, с которой относится к своей работе Алис, потому у француза, в отличие от американца, вышла по-настоящему органичная история, где реальные исторические факты прекрасно сочетаются с художественным вымыслом.

Алис использовал и зеркальность образов в своем произведении. В каждом из томов имеется замок: в первом — Лебяжий камень, а во втором — Звездный замок с Луны. Один — темница из камня, второй же — невесомая свобода среди звезд.

Невесомый рисунок

Акварель — моя слабость. Я могу собирать комиксы с акварельными рисунками, не обращая никакого внимания на слабость сюжета, а после рассматривать страницы, даже не пытаясь вникнуть в историю. Хотя на каждого Руди и найдется свой Лемир, чаще всего акварельные комиксы — это нечто воздушное и волшебное. Немудрено, что, увидев пару страниц «Замка» в интернете, я решил непременно обзавестись этим альбомом.

Трудно выделить определенную структуру страниц Алиса, потому что он постоянно пробует новые подходы. Характерными особенностями можно назвать лишь обилие мелких панелей и частое использование крупных планов лиц для передачи эмоций. В остальном же «Замок» — это кладезь самых разных приемов. Алекс умело использует в своем рисунке и географические карты, и чертежи, и даже нотный стан.

Панорамы городов выполнены с огромным вниманием к деталям, а от изображений природы просто захватывает дух. Каждая страница комикса выполнена вручную. Алекс на одном листе делал карандашные наброски, которые раскрашивал акварелью, а позже вручную вписывал реплики героев.

Персонажи изображены просто, но достаточно реалистично, кроме, пожалуй, Ганса, который нарисован скорее как герой манги, чем BD. Видимо, это некая дань уважения Миядзаки, работами которого вдохновлялся Алекс. Хотя сначала мне вспомнился не «Ходячий замок», а «D: охотник на вампиров», где в небо взлетал замок-ракета в викторианском стиле.

Книга для любого возраста

«Звездный замок» напоминает хороший диснеевский мультфильм как легкостью в рисунке, так и умелым повествованием, но больше всего — ощущением сказки. Правда, мораль у этой сказки совсем не детская. Главный страх Людвига — то, как извратят высокие стремления люди приземленные. Они поставят любое достижение науки на службу своей корысти и неутолимой жадности. И вот уже мечта о покорении космоса оборачивается армадой военных воздушных судов, превращающих крупнейшие города Европы в пыль, прославляя Прусскую империю.

Алекс Алис поставил перед собой амбициозную задачу — создать произведение в стиле романистов XIX века, вдохновляясь писателями вроде Жюля Верна. Как мне кажется, со своей задачей автор справился. Он создал книгу, которая будет одинаково интересна и подростку, и взрослому человеку. Алис с такой любовью и дотошностью подошел к книге, что в его мир невозможно не поверить.

Алекс планировал создать авантюрную историю, которая, как и «Приключения Тинтина», подошла бы для читателей «от 7 до 77 лет». На мой взгляд, ему удалось это — он написал прекрасную книгу, подходящую для читателей любого возраста и упакованную в чудесный акварельный рисунок.

© Винсент Гуль