Авторский стиль во многом складывается из удачных приемов, используемых в различных пропорциях. У Асано Инио ими являются жестокий реализм и мистика. В более поздних произведениях мистики мало, она скорее задает настроение и служит для раскрытия характеров персонажей там, где обычные методы создают излишнюю многословность. Зато ранние произведения «залиты» мистикой, подобно улицам ночного города при полной луне. Проблема лишь в том, что лунный свет сильно искажает очертания и уже на расстоянии в пару метров сложно определить, кто идет перед тобой…
Действие манги происходит в двух временных потоках — десять лет назад и «сейчас». Пятиклассники сбрасывают самую красивую девочку в колодец, после чего она впадает в кому и вот уже на протяжении десяти лет находится в больнице. В тот же класс переводят новенького — странного мальчика, у которого есть коробочка, данная богом, в которой заключена сила, позволяющая исполнить одно желание. Зовут мальчика Амахиро Сузуки, он циник и социофоб. Чтобы влиться в среду одноклассников, ему приходится постоянно играть роль «нормального». А через десять лет главный хулиган школы, любивший ту самую красивую девочку, окончательно сходит с ума от происходящего и идет убивать всех тех, чьи имена называет монстр в его голове.
Еще не прониклись? Что же, дальше — больше. Изнасилование несовершеннолетних, самоубийство, сломанные жизни, неродные дети и, конечно, бабочки. Аномальное лето принесло много бабочек в маленький японский городок. Стоит ли говорить, что круг обсуждаемых проблем без всяких скидок ставит «Голографа» в разряд произведений с возрастным ограничением 18+? За всем вышеперечисленным скрывается интрига второго плана: не является ли вся мистика лишь игрой больного воображения бывшего хулигана? Пара совпадений, несколько сцен, показанных его глазами, — вот и все доказательства присутствия высшей силы.
Судьба большинства пятиклассников показана достаточно полно, чтобы с уверенностью заявлять — обиженные не ушли. По заслугам получили учителя и родители, не сумевшие воспитать детей, отнесшиеся к своей роли в жизни подрастающего поколения безответственно. Подумаешь, маленькие дети играют во дворе. Что они могут сделать? Мамочки, защищающие своих неприспособленных к социуму отпрысков. Казалось бы, тема избита, пора бы заканчивать говорить о детской жестокости и косности системы воспитания, но каждый день рождается новое поколение, а значительного прогресса в воспитании самостоятельных людей отчего-то не заметно. Пятнадцать лет назад все было точно так же, и, видимо, через пятнадцать лет все останется прежним.
Каждая сюжетная линия вносит свой штрих в общее полотно, которое открывается полностью только после последней страницы. В этом состоит особая магия Асано Инио — свести множество разрозненных историй в одну, да так, что в начале читатель не догадывается, как все сложится в конце. Правды ради стоит сказать, что в данном случае финал скорее печальный, несмотря на то что он явно таким не задумывался. Второе произведение автора, не научившегося еще сводить все к хэппи эндам, казалось бы, должно оставлять чувство светлой грусти, но что-то идет не по плану. За бортом остаются трупы откровенно плохих людей, сломанные жизни тех, кто пытался поступить правильно, но их поступок не был оценен, и просто те, кого намотало на жернова событий, как и бывает в реальной жизни. В очередной раз единственное, к чему нельзя подкопаться, — суровый реализм, который для автора подобен религии.
Если вы видели хотя бы одно произведение Асано Инио, то знаете все о его стиле рисования. Он под стать сюжету: детализирован, реалистичен и не изменяет себе на протяжении вот уже пятнадцати лет. Манера изображения людей лишь слегка искажает анатомию и мимику, как принято у японских мангак. Однако для сюжета важно сохранить весь спектр человеческих эмоций, потому автор тщательно относится к изображению персонажей и уделяет им особенно много внимания. Образы детей из временной линии «десять лет назад» узнаются во взрослых «настоящего» без особого труда.
«Голограф на радужном поле» — далеко не лучшая работа Асано Инио, зато ее можно приобрести на русском языке и наконец познакомиться с одним из произведений замечательного автора в бумажном варианте. Основной проблемой манги остается каноническое «что хотел сказать автор?». За красивой подачей и взрослой проблематикой как будто скрыт смысл, но вот какой — понятия не имею. Не подумайте — каждая отдельная сюжетная линия прозрачна для понимания. Проблема только с глобальным замыслом. Невольно закрадывается мысль о том, что столь масштабная картина судеб людей должна что-то значить, но день проходит за днем, а истина не открывается. Вполне возможно, что ее и вовсе нет.