Чем нас привлекает такой вид искусства, как кинематограф? Почему по истечении многих десятилетий, минувших со дня зарождения кино, нас продолжают завораживать «движущиеся картинки»? Какие секреты таят произведения этого вида искусства и чем можно объяснить их особую магию? Наконец, за что мы любим кино, что заставляет нас сопереживать выдуманным героям и почему нам порой бывает так сложно после просмотра фильма вновь «возвратиться к реальности»? Приоткрыть завесу тайны и ответить на эти и многие другие вопросы, касающиеся «седьмого искусства», пытается шотландский киновед и художник-иллюстратор Эдвард Росс в книге «Как устроено кино».
Работу Э. Росса, по моему мнению, можно отнести к жанру монографии, поскольку она представляет собой всестороннее, глубокое исследование, которое подкрепляется множеством цитат, примечаний и ссылок на другие научные работы. Росс предлагает читателю отправиться в увлекательное путешествие в мир кино, которое начинается с момента возникновения фотографии и создания первого фильма, получившего широкое распространение («Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты», 1896), и последовательно движется к современному этапу развития кинематографа. В своей работе автор представляет малоизвестные факты и затрагивает «неудобные» вопросы: нетрадиционная ориентация, расизм, правительственная цензура в кино и т. д. Более того, каждая страница, каждый кадр книги содержит отсылки к знаковым для истории развития кинематографа картинам или прямо изображает фрагменты из них. А увлеченность — и даже некоторая одержимость, — с которой Росс ведет повествование, не может не передаться читателю.
Исследование Росса поделено на семь частей, в каждой из которых автор рассматривает определенный аспект кинематографа. В первой главе, получившей название «Глаз», исследователь представляет историю зарождения «седьмого искусства», размышляет об особенностях восприятия зрителями произведений кинематографа и затрагивает проблему преобладания в кино «мужского взгляда». Во второй главе Росс рассуждает о функциях человеческого тела в кинематографе, а также уделяет особое внимание рассмотрению роли женщины в кино и расовых стереотипов, которые, к сожалению, можно обнаружить и в современных лентах. В главе «Декорации и архитектура» автор представляет мысль о том, что окружающая обстановка в произведениях кинематографа служит не только для раскрытия образа какого-либо героя, отражения его внутреннего мира, но и зачастую выступает как самостоятельный персонаж. Следующие главы — «Время» и «Язык и голос» — посвящены размышлениям об изменении приемов, используемых режиссерами для того, чтобы запечатлеть на кинопленке определенные мгновения, а также о влиянии, которое оказывают на зрителя слова и интонации актеров и «голос» самого режиссера.
Самой острой, пожалуй, является глава «Идеология и власть», в которой автор подчеркивает мысль о том, что кинематограф, будучи, на первый взгляд, лишь развлечением, на самом деле является носителем определенной идеологии и оказывает огромное влияние на наше восприятие мира, наши «духовные ценности и укрепление социальных норм и ожиданий». В этой же главе Росс открывает правду о роли правительственных структур в создании произведений киноискусства.
В последней главе — «Технологии и технофобия» — автор рассматривает интересное противоречие кинематографа — «он является порождением технологий, он боится технологий и развивается благодаря технологиям». В книге содержится немало других тем, проблем и вопросов, которые затрагивает автор и которые не были упомянуты, поэтому каждый читатель сможет открыть для себя что-то новое и неожиданное, что заставит его иным взглядом посмотреть на привычные стороны этого вида искусства.
Невозможно не отметить сходство работы Эдварда Росса с книгой Скотта Макклауда «Понимание комикса». Так, авторы выбирают одинаковую структуру построения материала — разбивают работу на отдельные главы, в каждой из которых представляют тот или иной аспект исследования и подкрепляют свои идеи многочисленными примерами из рассматриваемого вида искусства; используют черно-белые иллюстрации, имеющие некоторую степень карикатурности, а также кадры преимущественно прямоугольной и квадратной формы и неоднократно повторяют некоторые из них; и, наконец, изображают самих себя в качестве главного действующего лица, которое выполняет роль рассказчика (интересно отметить, что персонажи Макклауда и Росса даже внешне похожи: они носят очки и одеты в клетчатые рубашки). Однако между указанными работами можно найти и отличия: к примеру, персонаж, созданный Россом, зачастую перевоплощается в самых разнообразных героев произведений кинематографа и принимает непосредственное участие в представляемых событиях. Но главная отличительная особенность работы Росса заключается в использовании большого количества цитат и высказываний киноведов, кинокритиков, режиссеров, историков, культурологов, философов, антропологов, социологов и т. д., что усиливает у читателя чувство доверия к представляемым фактам и, более того, позволяет книге претендовать на роль научного издания.
На русский язык работа Э. Росса переведена и выпущена издательством «Манн, Иванов и Фербер». Качество подготовки издания не может не вызывать восхищения: аккуратный и гармоничный перевод, хорошо вычитанный текст, сноски и примечания, добавленные специально для русскоязычного читателя, а также привлечение к подготовке книги научного редактора — все это немало говорит о профессионализме и добросовестном отношении к работе. Стоит отметить, что для русскоязычного издания были изменены обложка и название работы: оригинальное издание было выпущено с цветной обложкой, под названием «Filmish: A Graphic Journey Through Film»; книга на русском языке получила заглавие «Как устроено кино. Теория и история кинематографа», что, на мой взгляд, можно считать вполне обоснованным, поскольку этот заголовок придает книге серьезность и отвечает главной задаче автора — доказать, что «кино — больше чем развлечение».
Помимо основных глав, в издание включены предисловие и объемные примечания от автора, внушительный список кинокартин, которые изображаются или упоминаются в книге, библиографический список и благодарности. При изучении справочного аппарата у меня возникло небольшое пожелание: по моему мнению, было бы уместно указать, были ли изданы на русском языке те работы, на которые ссылается Росс, а также включить в библиографический список другие наиболее значимые книги, посвященные киноискусству, которые переведены на русский язык или написаны отечественными авторами.
На последних страницах можно обнаружить интригующую фразу «продолжение следует…». Трудно сказать: сам ли автор таким образом намекает на то, что планирует создать продолжение книги, или, быть может, эта фраза служит аллюзией на один из приемов кинематографа, или же издательство дает знать о том, что предполагает познакомить русскоязычного читателя с другими работами Эдварда Росса? Если верно последнее предположение, то было бы действительно интересно увидеть изданными на русском языке остальные работы автора, поскольку Росс получил известность благодаря тому, что с 2010 года совместно с доктором Джейми Холл и другими художниками создает серии коротких комиксов для Центра Молекулярной Паразитологии (Wellcome Centre for Molecular Parasitology) при университете Глазго. Так, уже были представлены брошюры «Parasites!» (2010), «Malaria: The Battle Against a Microscopic Killer» (2012), «Sleeping Sickness: The Fight Against a Nightmarish Disease» (2016) и «Toxoplasmosis: Unlocking the Secrets of a Mysterious Parasite» (2017)*.
Книга Э. Росса определенно будет интересна как знатокам кинематографа и поклонникам данного вида искусства, так и всем тем, кто только вступает в этот таинственный, окутанный дымкой волшебства мир. «Как устроено кино» может стать прекрасной отправной точкой для проведения собственных исследований, поскольку книга содержит множество отсылок к серьезным научным работам. Кроме того, можно быть уверенным в том, что «Как устроено кино» после прочтения не будет бесцельно стоять на книжной полке, так как книгу всегда будет интересно полистать, просматривая кадры из любимых кинолент. Однако будьте осторожны: в некоторых случаях автор непреднамеренно раскрывает основную интригу того или иного фильма.
Я с большим удовольствием прочла «Как устроено кино» и, конечно же, рекомендую познакомиться с этой книгой даже тем, кто не увлекается комиксами. Работа Э. Росса заставила меня серьезно задуматься над целым рядом вопросом и нередко удивляла тем, насколько точно автор высказал те мысли, которые только начинали зарождаться в глубине моего сознания и еще не приобрели оформленный вид, не говоря уже о том, что было просто приятно отправиться в захватывающее приключение в мир кино. Для себя я составила список обязательных к просмотру кинокартин, упоминаемых Россом и занимающих важное место в истории развития кинематографа, которые, к сожалению, прошли для меня незамеченными. И я благодарна за эту прекрасную возможность открыть для себя новые грани кинематографического искусства.
* Все брошюры размещены в свободном доступе на сайте Университета Глазго: https://www.gla.ac.uk/researchinstitutes/iii/wtcmp/pu..