«Как устроено кино. Теория и история кинематографа» Э. Росс

Чем нас привлекает такой вид искусства, как кинематограф? Почему по истечении многих десятилетий, минувших со дня зарождения кино, нас продолжают завораживать «движущиеся картинки»? Какие секреты таят произведения этого вида искусства и чем можно объяснить их особую магию? Наконец, за что мы любим кино, что заставляет нас сопереживать выдуманным героям и почему нам порой бывает так сложно после просмотра фильма вновь «возвратиться к реальности»? Приоткрыть завесу тайны и ответить на эти и многие другие вопросы, касающиеся «седьмого искусства», пытается шотландский киновед и художник-иллюстратор Эдвард Росс в книге «Как устроено кино».

Работу Э. Росса, по моему мнению, можно отнести к жанру монографии, поскольку она представляет собой всестороннее, глубокое исследование, которое подкрепляется множеством цитат, примечаний и ссылок на другие научные работы. Росс предлагает читателю отправиться в увлекательное путешествие в мир кино, которое начинается с момента возникновения фотографии и создания первого фильма, получившего широкое распространение («Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты», 1896), и последовательно движется к современному этапу развития кинематографа. В своей работе автор представляет малоизвестные факты и затрагивает «неудобные» вопросы: нетрадиционная ориентация, расизм, правительственная цензура в кино и т. д. Более того, каждая страница, каждый кадр книги содержит отсылки к знаковым для истории развития кинематографа картинам или прямо изображает фрагменты из них. А увлеченность — и даже некоторая одержимость, — с которой Росс ведет повествование, не может не передаться читателю.

Исследование Росса поделено на семь частей, в каждой из которых автор рассматривает определенный аспект кинематографа. В первой главе, получившей название «Глаз», исследователь представляет историю зарождения «седьмого искусства», размышляет об особенностях восприятия зрителями произведений кинематографа и затрагивает проблему преобладания в кино «мужского взгляда». Во второй главе Росс рассуждает о функциях человеческого тела в кинематографе, а также уделяет особое внимание рассмотрению роли женщины в кино и расовых стереотипов, которые, к сожалению, можно обнаружить и в современных лентах. В главе «Декорации и архитектура» автор представляет мысль о том, что окружающая обстановка в произведениях кинематографа служит не только для раскрытия образа какого-либо героя, отражения его внутреннего мира, но и зачастую выступает как самостоятельный персонаж. Следующие главы — «Время» и «Язык и голос» — посвящены размышлениям об изменении приемов, используемых режиссерами для того, чтобы запечатлеть на кинопленке определенные мгновения, а также о влиянии, которое оказывают на зрителя слова и интонации актеров и «голос» самого режиссера.

Самой острой, пожалуй, является глава «Идеология и власть», в которой автор подчеркивает мысль о том, что кинематограф, будучи, на первый взгляд, лишь развлечением, на самом деле является носителем определенной идеологии и оказывает огромное влияние на наше восприятие мира, наши «духовные ценности и укрепление социальных норм и ожиданий». В этой же главе Росс открывает правду о роли правительственных структур в создании произведений киноискусства.

В последней главе — «Технологии и технофобия» — автор рассматривает интересное противоречие кинематографа — «он является порождением технологий, он боится технологий и развивается благодаря технологиям». В книге содержится немало других тем, проблем и вопросов, которые затрагивает автор и которые не были упомянуты, поэтому каждый читатель сможет открыть для себя что-то новое и неожиданное, что заставит его иным взглядом посмотреть на привычные стороны этого вида искусства.

Невозможно не отметить сходство работы Эдварда Росса с книгой Скотта Макклауда «Понимание комикса». Так, авторы выбирают одинаковую структуру построения материала — разбивают работу на отдельные главы, в каждой из которых представляют тот или иной аспект исследования и подкрепляют свои идеи многочисленными примерами из рассматриваемого вида искусства; используют черно-белые иллюстрации, имеющие некоторую степень карикатурности, а также кадры преимущественно прямоугольной и квадратной формы и неоднократно повторяют некоторые из них; и, наконец, изображают самих себя в качестве главного действующего лица, которое выполняет роль рассказчика (интересно отметить, что персонажи Макклауда и Росса даже внешне похожи: они носят очки и одеты в клетчатые рубашки). Однако между указанными работами можно найти и отличия: к примеру, персонаж, созданный Россом, зачастую перевоплощается в самых разнообразных героев произведений кинематографа и принимает непосредственное участие в представляемых событиях. Но главная отличительная особенность работы Росса заключается в использовании большого количества цитат и высказываний киноведов, кинокритиков, режиссеров, историков, культурологов, философов, антропологов, социологов и т. д., что усиливает у читателя чувство доверия к представляемым фактам и, более того, позволяет книге претендовать на роль научного издания.

На русский язык работа Э. Росса переведена и выпущена издательством «Манн, Иванов и Фербер». Качество подготовки издания не может не вызывать восхищения: аккуратный и гармоничный перевод, хорошо вычитанный текст, сноски и примечания, добавленные специально для русскоязычного читателя, а также привлечение к подготовке книги научного редактора — все это немало говорит о профессионализме и добросовестном отношении к работе. Стоит отметить, что для русскоязычного издания были изменены обложка и название работы: оригинальное издание было выпущено с цветной обложкой, под названием «Filmish: A Graphic Journey Through Film»; книга на русском языке получила заглавие «Как устроено кино. Теория и история кинематографа», что, на мой взгляд, можно считать вполне обоснованным, поскольку этот заголовок придает книге серьезность и отвечает главной задаче автора — доказать, что «кино — больше чем развлечение».

Помимо основных глав, в издание включены предисловие и объемные примечания от автора, внушительный список кинокартин, которые изображаются или упоминаются в книге, библиографический список и благодарности. При изучении справочного аппарата у меня возникло небольшое пожелание: по моему мнению, было бы уместно указать, были ли изданы на русском языке те работы, на которые ссылается Росс, а также включить в библиографический список другие наиболее значимые книги, посвященные киноискусству, которые переведены на русский язык или написаны отечественными авторами.

На последних страницах можно обнаружить интригующую фразу «продолжение следует…». Трудно сказать: сам ли автор таким образом намекает на то, что планирует создать продолжение книги, или, быть может, эта фраза служит аллюзией на один из приемов кинематографа, или же издательство дает знать о том, что предполагает познакомить русскоязычного читателя с другими работами Эдварда Росса? Если верно последнее предположение, то было бы действительно интересно увидеть изданными на русском языке остальные работы автора, поскольку Росс получил известность благодаря тому, что с 2010 года совместно с доктором Джейми Холл и другими художниками создает серии коротких комиксов для Центра Молекулярной Паразитологии (Wellcome Centre for Molecular Parasitology) при университете Глазго. Так, уже были представлены брошюры «Parasites!» (2010), «Malaria: The Battle Against a Microscopic Killer» (2012), «Sleeping Sickness: The Fight Against a Nightmarish Disease» (2016) и «Toxoplasmosis: Unlocking the Secrets of a Mysterious Parasite» (2017)*.

Книга Э. Росса определенно будет интересна как знатокам кинематографа и поклонникам данного вида искусства, так и всем тем, кто только вступает в этот таинственный, окутанный дымкой волшебства мир. «Как устроено кино» может стать прекрасной отправной точкой для проведения собственных исследований, поскольку книга содержит множество отсылок к серьезным научным работам. Кроме того, можно быть уверенным в том, что «Как устроено кино» после прочтения не будет бесцельно стоять на книжной полке, так как книгу всегда будет интересно полистать, просматривая кадры из любимых кинолент. Однако будьте осторожны: в некоторых случаях автор непреднамеренно раскрывает основную интригу того или иного фильма.

Я с большим удовольствием прочла «Как устроено кино» и, конечно же, рекомендую познакомиться с этой книгой даже тем, кто не увлекается комиксами. Работа Э. Росса заставила меня серьезно задуматься над целым рядом вопросом и нередко удивляла тем, насколько точно автор высказал те мысли, которые только начинали зарождаться в глубине моего сознания и еще не приобрели оформленный вид, не говоря уже о том, что было просто приятно отправиться в захватывающее приключение в мир кино. Для себя я составила список обязательных к просмотру кинокартин, упоминаемых Россом и занимающих важное место в истории развития кинематографа, которые, к сожалению, прошли для меня незамеченными. И я благодарна за эту прекрасную возможность открыть для себя новые грани кинематографического искусства.

* Все брошюры размещены в свободном доступе на сайте Университета Глазго: https://www.gla.ac.uk/researchinstitutes/iii/wtcmp/pu..

© Е. Галяткина