«Satania» F. Vehlmann

Одна из самых сложных вещей в написании рецензий — не раскрыть ничего лишнего. Допускается говорить о некоторых деталях сюжета, чтобы привести примеры работы авторов, но при этом нужно сохранить интригу. Обычно не трудно найти пару моментов из истории, о которых можно рассказать, не лишив читателя удовольствия самому раскрыть все ее тайны, ну а иногда приходится говорить о «Сатании».

Если честно, увидев маленькую девочку на обложке, я отчего-то решил, что это продолжение «Прекрасной Тьмы», ведь создателем «Сатании» является то же авторское трио. Я уже предвкушал разъяснение всех непонятных моментов из «Тьмы», как на первых страницах увидел незнакомого старика, бегущего по лабиринтам пещеры. Сразу стало ясно, что история совсем не о том. Однако в итоге она не оставила меня разочарованным.

Комикс рассказывает о девочке-подростке Шарлоте, которая снарядила целую экспедицию в пещеры, чтобы разыскать своего брата, исчезнувшего там два месяца назад. Последний выдумал довольно забавную теорию о том, что наши представления о подземном мире имеют под собой реальную основу. По его предположению неандертальцы не вымерли, а спаслись от надвигающегося холода в теплых недрах Земли. Жизнь в пещерах — не сахар, потому они эволюционировали — отрастили рога, шерсть и симпатичные копытца. Понимаете, к чему парнишка клонит? Из редких встреч в пещерах с этими чудищами и родились наши легенды об аде и населяющих его чертях.

Пытаясь доказать свою правоту, Кристорфер сгинул в бесконечных пещерах. Последовавшую за ним экспедицию постигла та же участь: поток воды, затопивший галереи, отрезал группу от внешнего мира. Единственным спасением оказалось ползти вглубь, а там приключенцев ждали интереснейшие открытия.

Рассказывать больше — непорядочно. Дело в том, что «Сатания» создана с одной целью — постоянно обманывать ожидания читателя. По ходу чтения невольно рождается одна теория за другой, и каждую из них автор выворачивает и доказывает, что может придумать что-то более интересное.

Если сравнивать «Сатанию» с «Тьмой», то они рождают совершенно противоположные ощущения, хотя сходны по структуре. Если при чтении «Тьмы» ощущаешь, как «выходишь» наружу с каждой страницей, как ширится мир вокруг героев, то в «Сатании» все с точностью до наоборот: каждая новая страница будто «сжимает» мир. Но это не ощущение «оторванности» книг Кафки, это больше похоже на фильм ужасов, когда с каждым новым эпизодом усиливается чувство обреченности и безысходности. «Сатания» заимствует у хоррор-фильмов и структуру: довольно быстро понимаешь, что один за другим персонажи будут выпадать из истории, словно негритята, и в конце останется всего один из них. Увы, после «Прекрасной Тьмы» несложно догадаться, кто же будет последним.

Большой недостаток «Сатании» — раскрытие персонажей. В случае с «Тьмой» все было проще: сценарист создал набор готовых героев, архетипов, если хотите, и потому не нужно было тратить силы на раскрытие. Мы и так прекрасно знаем, как ведут себя прекрасные принцы или принцессы. А в «Сатании» изображены живые люди. Да, образы довольно шаблонны, но у человека все равно должна быть индивидуальность. Автор попытался наделить ею главную героиню, вставив эпизоды из ее прошлого и странные видения образа сумасшедшей матери, но лично мне так и не удалось понять, как эти тусклые и невыразительные эпизоды должны были раскрыть ее образ.

Что автору удалось лучше всего, так это создать мир, далекий от нашей реальности. В этом ему помогли художники. Забавная особенность этого авторского трио заключается в том, что ему удается совмещать жуткую историю со стилем иллюстраций детских книг. Подобное сочетание вызывает диссонанс. Это как чеснок в шоколаде, который продают брюссельские шоколатье — сочетание несочетаемого. Этот прием был интересен в первый раз, но сработает ли он в третий, четвертый, пятый? Здесь важен эффект новизны.

Отметить хочется и работу художников с гаттером. Именно благодаря использованию этого черного пространства вокруг кадров, игре с формой и создается ощущение оторванности от внешнего мира, ощущение, будто мир вокруг сжимается.

Но пора подводить итоги. «Сатания» — это необычный коктейль, где можно найти отголоски произведений Жюля Верна и Конан Дойля, «Звездных войн», фильмов ужасов и даже нолановской страсти к реалистичности. Сценарист попытался создать научно обоснованную теорию возникновения преисподней, а закончил необычной версией своего подземного мира. Причем если обычно у фантастов в пещерах у центра Земли расстилаются вполне привычные джунгли юрского периода, то Сатания — это чуть ли не другая планета со своими законами.

Определенно, у истории есть проблемы, самая значительная из которых — финал. Заключительные страницы выглядят лишними и смазывают эффект от предпоследней сцены. Однако в целом «Сатания» — интересное произведение, которое может пару раз удивить вывертами авторской фантазии. Если это трио выдаст еще одну подобную работу, то, возможно, она будет уже не такой интересной, но пока «Сатания» не уступает «Тьме» в увлекательности.

© Винсент Гуль