«Руины» У. Эллис

«Ruins» легко пропустить. Два номера антиутопии по мотивам легендарных «Чудес» Бьюсика и Росса затерялись во времени. А зря. Фактически перед нами два комикса на одних и тех же страницах. Сознание читателя является своего рода стереоскопом, который определяет восприятие прочитанного. Всего один нюанс способен изменить ваше отношение к комиксу, и заключается он в том, читали ли вы «Чудеса».

Фил Шелдон мечтает написать книгу. Великую книгу о мире, который был всего в шаге от того, чтобы чудеса стали обыденной составляющей жизни. Старому репортеру не дает покоя мысль о том, какое же событие стало точкой невозврата и привело к разрушению устоев общества, вспышке революции супергероев и распространению эпидемии рака. В этом мире Тони Старк получил шрапнель от национальной гвардии за радикализм, последствия мутации Брюса Баннера были еще более ужасающими, а нападение Крии закончилось ударом ядерными ракетами по инопланетному флоту.

Синий вход. Вы не читали «Чудеса». С первых страниц перед вами раскрывается шокирующая картина мира. Повествование комикса построено в форме размышлений главного героя, которые перемежаются сообщениями из газетных вырезок. Описываемые события повествуют о человеческой жестокости, ужасе перед чудесами, крайней степени ксенофобии и непринятия всего отличающегося от общепринятого. Самые запоминающиеся кадры — изображение тюрьмы для мутантов, где ослепленный Циклоп и Ртуть с отрубленными руками и ногами доживают последние дни.

Красный вход. Вы читали «Чудеса». Фил Шелдон боится всего «странного». Потому что именно «странное», «необъяснимое» и оттого еще более пугающее стало причиной вымирания человечества; потому что мутации — неконтролируемый процесс, в результате которого на свет появляются не только девочки с большими глазами, но и зеленокожие великаны с вывернутыми наружу ребрами. Но главное — «Руины» высмеивают «Чудеса», показывая, как события должны были развиваться на самом деле. Из-за чего же «Чудеса» оказались в такой немилости? Из-за реализма.

Комикс Бьюсика считается прекрасным примером реализма в супергероике. Такой эффект создается за счет натуралистичного изображения реакции персонажей на происходящие события. Газеты искажают факты, люди беспрекословно верят тому, что читают, общественное мнение меняется в мгновение ока, как и симпатии толпы. Вчерашние герои становятся угрозой, а после снова героями. В конце концов люди принимают такое положение дел, а то, что стало повседневной рутиной, пугать не может. Но Уоррен Эллис так не считает.

Логика Эллиса лежит в плоскости «сначала стреляй, потом думай». Чудеса пугают, и первая реакция людей мира «Руин» кажется более реалистичной — по пуле в череп каждого «непохожего». Не получилось? Просто увеличьте калибр. Немора в рамках этих правил никто судить не стал бы. Не берут пистолетные пули? Забросать гранатами! Не помогло? Ракетой его! И подобная участь уготована каждому, в ком общество обнаружит хотя бы намек на чудо. Оборотной стороной такого подхода стали возникновение эпидемии рака, вымирание городов и распространение новых болезней. В реалистичном мире чудесам нет места.

Для того чтобы «Руины» смогли занять одну ступень с «Чудесами», нужны были отличные художники, по уровню не уступающие Алексу Россу. Ими стали Тереза и Клифф Нильсен. Выбор был сделан правильно. Стиль рисунка «Руин» напоминает работы Шона Филипса в сочетании с цветовой техникой Benjamin (автора «Orange»), но выполненные в более темной палитре. Постановка кадра отвечает сюжетной задаче. Если персонаж обезображен, то это будет показано только в самом конце эпизода. Не разочаровало и изображение болезней, жестокости и смятения. Каждый кадр подчинен единственной задаче — заставить читателя ужаснуться.

Синий выход. Вы дочитываете последние страницы, поражаясь тому, как такое можно придумать. Автор будто ненавидит супергероев и весь мир в целом. Это злой и жестокий человек, который написал шедевр, критикующий мейнстримную комикс-культуру.

Красный выход. Эллис покусился на святое. На гиковский Грааль. Заставил критически посмотреть на «Чудеса». «Руины» не очерняют произведения Бьюсика, а, наоборот, подчеркивают его своеобразие. Читая «Чудеса», даже в самые напряженные и трагические моменты повествования не сомневаешься в том, что финал будет счастливым. Читая «Руины», думаешь, что в живых останутся лишь единицы, если вообще кому-то из героев удастся выжить. Этот контраст увеличивает желание убежать в мир чудес, ведь руины уже видно из окна.

© Ю. Гламаздо