Сегодня конвейерностью произведений никого не удивить. На поток поставлены игры, фильмы и даже книги. Одна за другой клепаются «саги», ассасины ищут формулу успеха первых частей, а «киновселенная» стала мечтой каждой крупной компании. Этим синдромом страдает и Эд Брубейкер, который снова и снова пишет о бандитах, ворах и моральных уродах, вводя в истории роковых женщин и временами разбавляя сюжет мистикой. Открывая очередной комикс, с первых страниц становится ясно: те переспят, этот умрет, а вон тот необходим лишь для антуража и не сыграет никакой значительной роли в сюжете. На этом можно было бы закончить, но Брубейкер — не Дарья Донцова, потому за внешней оболочкой скрывается кое-что интересное.
«Криминал», по сути, является альманахом историй. В первом томе их две: о трусе и воре Лео, идущем на крупное дело по принуждению, и о военном Трейси, вернувшемся в город, чтобы разобраться в причинах смерти брата. Временной разрыв между историями составляет около года. При этом город, в котором происходят события, один и тот же. Более того, имеются пересечения сюжетов на манер сериала «Фарго».
Главной движущей силой обеих историй является центральный персонаж. Лео — вор и трус, потому его история напоминает скорее фильмы «Ва-банк» или «Блеф», чем боевик. Трейси, даром что военный, настоящий тактик. Он не избегает прямого столкновения, но предпочитает нанести расчетливый удар в нужный момент. Его жизнь составляют постоянные перестрелки, тихие убийства и пытки. Дар влезать в неприятности у семейства Лоулес в крови.
Для лучшего понимания комикса важно отделить «экстерьер» от персонажей. «Криминал» написан по лекалам произведений, вышедших до появления понятий «харасмент» и «сексизм». Да и в 2006-м году обо всем этом не так сильно голосили на каждом углу. Так вот Брубейкер превращает в «окружение» даже некоторых людей. Например, женщин и барменов. Если в сюжете появляется женский персонаж, значит, главный герой будет защищать девушку до гроба, а перед этим непременно переспит с ней. Она, в свою очередь, будет пытаться найти в бандите что-то хорошее. Жанровое клише, что поделать.
Такое допущение необходимо для погружения в атмосферу. В городе будто нет обычных людей, они вынесены за скобки, и «камера» повествования сфокусирована на уголовниках. Наркотики, фальшивые деньги, проституция и ограбления — найдутся развлечения на любой вкус. Гангстеры здесь потомственные, потому проблемы с психикой передаются от отца к сыну и порочный круг не так-то просто разорвать. Это обыгрывается даже в мелочах вроде книги «Домой возврата нет» Томаса Вулфа, которую читает Трейси.
Если история Лео в целом предсказуема, то ко второму сюжету Брубейкер уже достаточно разогрелся для того, чтобы создать пару неожиданных поворотов с заделом на будущее. На шесть последующих томов, если быть точным. «Криминал» стал комиксом, к которому в любой момент можно вернуться. Пяти номеров вполне достаточно, чтобы раскрыть образ очередного главного героя и поведать историю его жизни, которая вплетется общую картину бандитского города и станет еще одной легендой бара «Undertown».
Рисует по традиции Шон Филлипс. Так как «Криминал» создан до выхода «The Fade Out», стиль художника слегка небрежен, изображения персонажей граничат с карикатурностью, а теней местами слишком много. Ситуацию усугубляет работа колориста, который будто не владеет иными техниками, кроме заливки ровным тоном. Иногда кажется, что, будь комикс черно-белым, это только пошло бы ему на пользу.
Идея создать комикс-антологию о преступниках оказалось отличной. Продолжаем же мы смотреть «Фарго», невзирая на то, что в каждом сезоне меняется состав актеров. Так и здесь: есть сценка, раскрытые реалистичные персонажи, хорошо поданная история, продуманные детали и связи с предыдущими (а иногда и последующими) сюжетами — вуаля, готов неплохой бульварный роман на пару вечеров.