«Занимательная астрономия. Вселенная» К. Исикава

С 2003 года японское издательство «Ohmsha» выпускает серию научно-популярных книг в форме манги «Manga Guide». На сегодняшний день издано более 40 томов, посвященных самым разным областям науки: математика, информатика, программирование, физика, электротехника, квантовая механика, биология, химия, статистика, физиология и т. д. На русском языке первые книги вышли в свет в 2010 году благодаря стараниям издательства «ДМК Пресс». К настоящему времени серия «Образовательная манга» насчитывает более 20 томов, и выпуск изданий продолжается. В статье, посвященной образовательным комиксам, мы упоминали об одной из книг серии — «Занимательная статистика», созданной С. Такахаси, а сегодня поговорим о манге К. Исикавы «Занимательная астрономия. Вселенная».

Отличительная особенность книг, входящих в серию «Образовательная манга», состоит в том, что каждая из них в своей основе содержит литературный сюжет. Манга К. Исикавы не стала исключением. Читателю предстоит познакомиться с Яманэ и Канной, ученицами старшей школы «Кооки» и участницами театрального кружка, перед которыми стоит непростая задача: девочкам необходимо достойно проявить себя на театральном фестивале, чтобы руководство школы пересмотрело решение о закрытии драмкружка. На помощь Яманэ и Канне приходит их учитель родной речи Исицука и знакомит девочек с Глорией, стажеркой из Америки, увлеченной изучением культуры Японии. После совместных обсуждений герои решают поставить спектакль по мотивам «Повести о старике Такэтори». Для того чтобы сделать историю более интересной и оригинальной, центрального персонажа легенды, принцессу Кагуя, они планируют отправить не Луну, а на какую-либо другую планету. Но перед героями возникает серьезная проблема: они не могут написать сценарий, поскольку им практически ничего не известно об устройстве Солнечной системы и Вселенной в целом. Девочки обращаются за помощью к старшему брату Канны по имени Канта, изучающему астрофизику, и профессору Сануки. Теперь главным героям предстоит открыть для себя загадочный мир космоса, разгадать его тайны и использовать полученные знания для создания захватывающего и познавательного спектакля, который не смог бы оставить зрителей равнодушными.

Структура книги отличается грамотностью и логичностью. Исикава ведет повествование от простого к сложному. Так, сначала автор представляет модели Вселенной, созданные в Древней Индии, Египте, Вавилоне и Китае, говорит об особенностях и отличиях геоцентрической и гелиоцентрической систем мира, переходит к рассказу об устройстве Солнечной системы и нашей Галактики, описывает основные положения теории Большого взрыва, рассуждает о возможности существования внеземных цивилизаций, учит измерять расстояние до звезд и, наконец, пытается дать ответ на вопрос, если конец у Вселенной. Особое место в манге уделено открытиям великих ученых, внесших значительный вклад в развитие астрономии: Эратосфена, Аристарха, Николая Коперника, Тихо Браге, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера, Уильяма Гершеля, Энрико Ферми, Фрэнка Дрейка, Эдвина Хаббла и других.

Помимо основных глав, книга Исикавы содержит обстоятельный справочный аппарат: предисловие, пролог и эпилог, заметку от редактора, словарь терминов и единиц измерения, предметный указатель. Также в издании можно обнаружить цветные иллюстрации, на которых изображены упоминаемые в книге космические объекты. Литературная составляющая манги включает рассказ о традиционных праздниках Японии, связанных с космическими явлениями, а для представления научного материала отводятся объемные текстовые блоки и даже целые страницы. Невозможно не отметить и наличие множества графиков, схем и формул. Некоторые из них могут быть трудны для неподготовленного читателя, но автор заверяет, что их можно пропустить без существенных потерь. Кроме того, Исикава старается находить нестандартные решения: например, автор наглядно объясняет масштабы Солнечной системы при помощи наложения схемы планет на карту мира, а также включает в книгу «игру-ходилку».

Все вышеперечисленное можно отнести к неоспоримым достоинствам книги, однако с сожалением приходится признать, что она содержит и значительные недостатки. Во-первых, множество вопросов вызывает рисунок: одни кадры хорошо прорисованы и детализированы, в других герои и окружающая обстановка изображаются с помощью лишь нескольких неаккуратных и грубых штрихов, потому нередко становится трудно установить связь между эпизодами.

Во-вторых, далеко не все герои вызывают симпатию. Большинство из них вспыльчивы, излишне эмоциональны и даже агрессивны, а их поступки спонтанны, отчего зачастую непросто понять, почему они совершили то или иное действие, произнесли ту или иную фразу. Кроме того, среди персонажей автор по необъяснимым причинам особо выделяет Глорию: наделяет девушку исключительными внешними данными и при каждом удобном случае стремится подчеркнуть ее привлекательность (в том числе при помощи достаточно откровенной одежды, что совершенно неуместно в научно-популярном издании), показывает, что она сообразительна, начитана и хорошо образована (Глория без труда может декламировать строки произведений японских писателей, обожает математику и физику), а также достигла успехов и в спорте (Глория даже помогает Канне обыграть школьную футбольную команду). Подобная «одаренность» американского персонажа кажется некорректной по отношению к другим героям.

С персонажами манги связана еще одна проблема — характеристика, данная им автором, противоречива. В одних эпизодах они без веских причин могут вспылить, устроить драку, сказать нелепость, а другие показывают нам, что герои обладают исключительными манерами и знаниями. Трудно поверить в то, что Канна может с точностью до десятков назвать величину диаметра нашей планеты, но при этом не знает, что Земля вращается вокруг Солнца. Неужели сам Исикава не увидел противоречия и в том, что Глория, которой известно, что такое инфляционное расширение, никогда не слышала о фотонах?

Встречаются и более курьезные моменты. Так, рассказ о вкладе Галилея в развитие астрономии совершенно неожиданно прерывается размышлениями о том, почему ученого зовут именно Галилео. Еще один пример: говоря об открытии Аристарха, которому удалось определить, что расстояние от Земли до Луны в 20 раз меньше расстояния от Земли до Солнца, Исикава утверждает, что выводы ученого «достаточно близки к современному значению», хотя согласно научным данным, расстояние от Земли до Солнца почти в 400 раз больше расстояния от Земли до Луны!

Печально осознавать и тот факт, что качество русскоязычного издания оставляет желать лучшего. Для меня загадкой осталось использование двух видов колонцифр: первые десять страниц пронумерованы римскими цифрами, последующие — арабскими, причем пагинация не продолжается, а начинается заново. Невозможно не упомянуть о том, что некоторые баллоны остались незаполненными, надписи — непереведенными, в нескольких местах текст выходит за границы блоков, а фразы на русском языке нанесены поверх оригинального текста. Серьезные ошибки были допущены и переводчиком. К примеру, первый закон Кеплера в манге представлен следующим образом: «Каждая планета обращается по орбите-эллипсу, в одном из полюсов которого находится Солнце». Вот как формулировка закона звучит на самом деле: «Каждая планета Солнечной системы обращается по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце». Ошибка переводчика состоит в том, что «фокус эллипса» недопустимо называть «полюсом». Кроме того, если взглянуть на иллюстрацию, поясняющую второй закон, то становится понятно, что переводчик неправомерно подменил пару терминов «перигелий/афелий» на «перигей/апогей». В третий закон Кеплера переводчик и вовсе включил новое понятие — «большой радиус»: «Отношение квадрата периода обращения планеты вокруг Солнца к кубу большого радиуса орбиты этой планеты — постоянная величина». Сравните с оригиналом: «Квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы больших полуосей орбит планет». Переводчик не учел и того, что данный закон не формулируют для какой-либо отдельно взятой планеты.

Издатели уверяют, что книга предназначена для учащихся старших классов и колледжей, однако, на мой взгляд, для указанной читательской аудитории она может оказаться несколько сложной. Более того, тем, кто только приступает к изучению астрономии и астрофизики, скорее всего, будет не хватать базовых знаний, а тем, кто глубже знаком с наукой, манга может показаться поверхностной. Ради справедливости стоит отметить, что в книге Исикавы содержатся интересные и наглядные примеры, но все же я советовала бы всем неравнодушным к данной научной области вместо манги взять хорошую научно-популярную книгу: новичкам можно рекомендовать к прочтению некоторые главы из книги Билла Брайсона «Краткая история почти всего на свете»; более подготовленным читателям — знаменитые сочинения Стивена Хокинга («Черные дыры и молодые вселенные», «Краткая история времени», «Мир в ореховой скорлупке», «Высший замысел» и пр.), работу Мичио Каку «Гиперпространство», книги из серии «Астрономия и астрофизика» от издательства «Физматлит»; тем, кто хочет еще больше углубиться в изучение науки, — академические учебники по астрономии и астрофизике.

Несмотря на то что книге Исикавы присущи несколько недостатков, она интересна с точки зрения взаимодействия литературной и научной составляющих. Автору, без сомнения, удалось передать главную мысль: наша Вселенная удивительна и заслуживает того, чтобы направить силы на раскрытие ее многочисленных тайн и загадок. Так что, любители науки и неутомимые исследователи, смелее отправляйтесь на поиски истины. А манга Исикавы может стать для вас первым шагом на пути к головокружительным открытиям.

© Е. Галяткина