«Человек в черном спасался бегством через пустыню, а Стрелок преследовал его» — начать хочется с первой строчки opus magnum великого и ужасного С. Кинга, которую я откуда-то знал, даже когда понятия не имел о цикле романов «Темная Башня». С творчеством Кинга я знакомлюсь через комиксы или фильмы, потому что читать его книги у меня не выходит. Все кончается примерно на десятой странице. В общем, о мире Стрелка я узнал благодаря рисованным историям.
В 2007-м С. Кинг, который не смог выполнить данного пятью годами ранее обещания больше не писать книг, договорился с издательством «Marvel», чьи комиксы он читал с детства, о работе над адаптацией цикла «Темная Башня». Серию отдали в руки сценаристов Р. Ферта и Д. Питера, а за рисунок взялся Д. Ли.
В отличие от оригинала, где Роланд изображен уже опытным стрелком, идущим по следу Человека в черном, адаптация начинается с рассказа о юности героя. Нам представляют четырнадцатилетнего юношу, который, рискуя положением и поставив на карту свое будущее, проходит испытание и получает револьверы на четыре года раньше положенного срока. Он еще не ступил на путь преследования Уолтера О’Дима, ведь чародей спокойно живет в стенах Гилеада как советник, а Роланд пока не одинок — рядом с ним его верные друзья. Так начинается история длиною в десять лет, которая покажет нам, как юноша станет полноценным стрелком и обретет цель в жизни, за что заплатит высокую цену.
Тематически ничего нового в сюжете нет: молодой человек покидает родной дом вместе с друзьями, чтобы найти свою судьбу, любовь и проклятье. Классическая модель для истории становления героя. Повествование развивается линейно, подобно стреле, выпущенной в момент первого испытания Роланда и упавшей на землю спустя 10 лет, ознаменовав его сокрушительное поражение. Так что на новизну и оригинальность претендует не сюжет, а атмосфера и окружающий мир.
Несмотря на объемные закадровые реплики автора, он толком ничего не рассказывает о вселенной. С одной стороны, это признак того, что комикс создавался для читателей подготовленных, знающих историю мира и персонажей. С другой, для неподготовленного читателя вроде меня в книге хватает подсказок и намеков в словах героев и автора. Этого достаточно, чтобы понять, что представляет собой Срединный мир.
Далекое будущее нашего мира, а точнее, одной из версий нашей реальности, где все лишнее было давно заметено песками времен. В этой вселенной смешались воедино рыцари, вестерны, готика, колониальная Америка и постапокалипсис. При таком обилии ингредиентов велик риск создать нечто несуразное и нелепое, однако автору удалось найти баланс между жанрами. Каждая новая страница все сильнее разжигала мое любопытство. Мне хотелось узнать как можно больше о мире, который сдвинулся. И автор мне в этом потакал, выбрав для первой части формат путешествия. А в дополнительных материалах можно найти карту двух баронств и Крайнего мира, где расположилась злополучная Темная Башня рядом с замком Алого Короля.
При чтении меня не оставляло ощущение, что по безжизненным землям Срединного мира где-то на лошади скачет охотник на вампиров по имени D. У вселенных Кинга и Кикути много схожих элементов: лошади-мутанты, ведьмы, соседство современного и средневекового. Кроме того, действие произведений обоих писателей происходит в далеком будущем, в котором наши города превратились в необъяснимые артефакты седого прошлого. Учитывая, что Хидэюки начал свою серию много позже Кинга, можно утверждать, что имело место заимствование.
Однако при всей атмосферности повествования у комикса есть большой минус — рисунок. Подобное кощунство может возмутить поклонников серии, но я не могу не отметить, что с рисунком связаны две проблемы.
Первая: он вызывает диссонанс. В комиксе много закадрового текста, с помощью которого рассказывается о стрелках, о великом городе Гилеаде, об ужасной ведьме и так далее, но при этом зачастую рисунок не подтверждает слова автора. Прочитав пять томов, я так и не увидел великий Гилеад, потому что представлен он парочкой руин в бескрайнем пространстве. Более того, у меня сложилось стойкое ощущение, что в городе живут только главные герои и их родня, а остальное население составляют два десятка стражей, хотя слова автора убеждают нас в ином.
Сами стрелки тоже вызывают чувство противоречия. Закадровый текст описывает их как войско стойких и непобедимых рыцарей с револьверами в руках, которые стали стеной на пути зла. На деле же в комиксе мы видим всего лишь небольшую группу стрелков. Их так мало по сравнению с ордами Фарсона, что невольно возникает вопрос: «Как им удалось продержаться так долго?» Претензии можно предъявить и сценаристу, ведь те, кого он описывает мудрыми и неуязвимыми, довольно глупо попадаются в ловушки и ведут себя куда опрометчивее своих детей. Закрыв книгу, я не смог понять, где же были те мужчины, которыми я, по мнению автора, должен восхищаться. Лично для себя я сделал вывод, что речь идет о периоде упадка, когда стрелков осталось очень мало, и это стало одной из причин того, что мир погрузился в хаос.
Вторая проблема, связанная с рисунком, — изображение эмоций. Несмотря на доскональность в изображении лиц, художнику не удается передать эмоции, отчего многие эпизоды теряют напряжение. Девушка с предсмертными криками сгорает на костре, но на ее лице читается отрешенность и безмятежность коровы в Индии.
К числу недостатков можно отнести и отсутствие заднего плана, если не считать изображения редких деревьев или колонн. Однако сплошные фоны многие исследователи относят к особенностям американского комикса, потому трудно судить о том, что стало частью национального стиля.
Если рассматривать рисунок отдельно от повествования, то можно сказать, что он прекрасен. Художник использует натуралистичный стиль, а контуровщик мастерски владеет тушью. Не могу не отметить удачные решения. Одно из них — развороты, открывающие цикл. На первых двух страницах мы видим взрослого Роланда, который идет через пустыню совсем один, а перелистнув страницу, находим юного стрелка в окружении множества ровесников, но благодаря одинаковым позам на этих рисунках сразу становится ясно, что это Роланд. Прелесть этого приема, который может быть действенным только в бумажной версии комикса, заключается в том, что автор намекает на финал истории, предупреждает читателя о том, что в итоге Роланд останется совсем один и ждать счастливой концовки не стоит.
Еще одним удачным решением можно назвать максимально размытое изображение родителей мальчиков. На редких панелях отцов можно разглядеть в полный рост и во всех деталях. Таким образом автор подчеркивает, что это история о детях, потому не фокусирует внимание читателя на мире взрослых.
Основной упор на подростков сделал и сценарист. Если не считать учителя мальчишек и Человека в черном, лучше всего проработаны образы именно Роланда и членов его ка-тета. При этом, как ни странно, основной герой по сравнению со своими друзьями раскрыт меньше. Это можно было бы объяснить сдержанностью и невозмутимостью стрелков, однако мне кажется, что проблема заключается в другом: комикс — визуальный медиум, потому достаточно трудно передавать эпизоды, в которых, к примеру, борьба происходит в разуме человека, когда напрягается его воля. Роланд почти целый том сражался с силами зла в форме грейпфрутовой сферы, но со стороны казалось, что парень просто сидел неподвижно, обняв стеклянный шар.
Если говорить о серии в целом, то, несмотря на безэмоциональность героев и ощущение незаполненности панелей, комикс увлекает. Наблюдать за приключениями мальчишек интересно. Любопытно узнавать эту вселенную, собранную из нескольких жанров. Цикл не познакомит вас с Роландом как с человеком, он расскажет историю его страданий и потерь, а это может лишь объяснить, почему он стал таким, какой есть.
Отсутствие знаний о вселенной «Темной Башни» не помешает наслаждаться серией, однако в целом у меня сложилось впечатление, что комикс стоит рассматривать скорее как дополнение к оригинальному циклу книг. Но если вы спросите моего мнения, то я отвечу, что комикс все же достоин прочтения. И очень может быть, что, закрыв книгу, вы, как и я, заинтересуетесь миром, который сдвинулся, и вместе с Роландом отправитесь к Темной Башне.