“Город Света” А.Инио

Сегодня мы не будем говорить о героях, впрочем как и о злодеях. Лучше поговорим о людях. Люди интереснее. И Асано Инио знает об этом лучше многих, судя по его книгам. Обычно после действительно хорошего произведения наступает некое состояние возбуждения, хочется обсудить прочитанное, обдумать и срочно сделать выводы… Однако прочитав “Город света”, хочется посмотреть в ночное небо и пойти спать, потому что утро наступит вне зависимости от наших мыслей или действий.

Девять глав. Пять историй, объединенных местом действия и переплетенных замыслом автора. Город света – жилой квартал с прекрасными условиями для жизни и льготным ипотечным кредитом – всего на тридцать пять лет. Идиллия под жарким солнцем. Здесь каждый день на остановке сидит девочка лет шестнадцати и ждет человека, который ее едва не изнасиловал. Ее сосед – мангака, мучим кризисом среднего возраста, а мальчик, живущий через пару квартир, помогает людям покончить жизнь самоубийством. Философия проста – если человек очень хочет, то почему бы не помочь, тем более за деньги? За всем этим наблюдает трехцветная кошка, что греется в лучах солнца на заборе. Не зря ведь это место окрестили Город света?

Как при такой завязке Асано Инио удается не скатиться в депрессивный роман, мне лично не понятно. Вместо этого каждая история раскрывается, у персонажей оказывается вполне человеческая мотивация поступать так, как они поступают, а автор плавно переплетает линии повествования в причудливый узор, завершающийся только в последней главе. При этом разделения на “хороших” и “плохих” попросту нет, как нет его и в реальном мире. Это не картонные болванчики в плащах без страха и упрека. Здесь люди испытывают страх, привязанность, радость, грусть – весь спектр эмоций. Более того – за каждым стоит история, которая может произойти с любым из нас, сложись обстоятельства не слишком удачно.

Повествование подкреплено достаточно детальным и сильным рисунком. Манга черно-белая, а автор сценария еще и художник. Асано Инио прекрасно прорисовывает мимику и позы персонажей. Не читая текста, можно определить отношение героя к ситуации. Чего только стоят две панели с пролетающей мимо балконов высотного дома девушкой и мальчиком Тасукой, стоящем спиной к читателю. Так вот – мальчику плевать, что через секунду внизу обнаружат труп, он испытывает к самоубийце лишь нечто сродни презрению. Сцена немая. Ни слова, но смысл передан. Похожим образом раскрываются и другие персонажи.

Конечно же найдутся и те, кому рисунок традиционный для некоторых жанров манги покажется недостаточно эстетичным. К слову – никаких больших глаз или острых волос. Пропорции соблюдены, хотя и гиперреализма ждать не стоит. Вместо цветов используются приемы графики, традиционные для манги.

Девятая глава наконец завершает узор повествования, и на обдумывание его уйдет какое-то время у внимательного читателя. Лучше всего ощущения от прочитанного описывает фраза из аннотации к другому произведению автора: “Гвозди для отъезжающей крыши ищите там, где вы их оставили в прошлый раз”. Этот тот случай, когда посоветовать прочесть произведение можно любому человеку, достигшему возраста хотя бы семнадцати лет (можно и младше, но вряд ли все будет понятно). Пропустить эту книгу из-за предрассудков перед мангой, странным сюжетом или рисунком будет большой ошибкой. А вообще, решайте сами. Я сделал все что мог, а утро наступит в любом случае.

Ю.Гламаздо